Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
США'59: Cooper T51
Финальная гонка сезона 1959 года должна была назвать имя нового чемпиона мира. После того, как Формулу 1 покинули Хуан-Мануэль Фанхио и Майк Хоторн, в пелетоне не осталось обладателей титула. На высокое звание перед решающим этапом претендовали cразу три гонщика: Джек Брэбэм выступал за заводскую команду Джона Купера, Стирлинг Мосс также пилотировал Cooper, но представлял "частника" Роба Уокера, а Тони Брукс мог принести титул Ferrari.
Накануне поездки в американский Себринг, который принимал первый классический Гран При на территории США, чуть выше котировались шансы Брэбэма. Впрочем, в случае победы его соперники вполне могли склонить чашу весов в свою пользу. Трасса длиной восемь с лишним километров, проложенная по территории аэродрома во Флориде, сочетала асфальтовые участки с отрезками из бетонных плит.
К радости промоутера Алека Ульмана, гонка собрала 19 участников, включая и нескольких местных спортсменов, хотя зрителей, пожелавших наблюдать за борьбой малоизвестных заморских звёзд, оказалось не слишком много.
Стирлинг Мосс, выиграв квалификацию, после взмаха стартового флага погнал машину к финишу. В том сезоне британца считали главным фаворитом: если он заканчивал гонку, то никак не ниже второй позиции. Беда была лишь в том, что Cooper слишком уж часто ломался – не выдерживали нагрузок трансмиссия и коробка передач.
Так случилось и в Себринге: уже на шестом круге тёмно-зелёная машина замерла у обочины. Еще раньше в Тони Брукса врезался сзади его напарник по Скудерии Вольфганг фон Трипс. Британец предпочел свернуть в боксы, чтобы механики обследовали полученные повреждения. Спустя две минуты выяснилось, что обошлось – Брукс бросился в погоню за соперниками, но время было потеряно. К слову, за этот поступок Энцо Феррари без раздумий указал гонщику на дверь. Коммендаторе, как известно, более импонировали персоналии вроде Жиля Вильнева.
После такого начала задача Джека Брэбэма заметно упростилась. Ему требовалось просто добраться до финиша в своем темпе. Но австралиец комфортно лидировал, с каждым кругом приближаясь к титулу. В нескольких секундах позади тылы лидера Cooper прикрывал недавний дебютант Брюс МакЛарен. Лишь на заключительном отрезке дистанции, когда стало ясно, что дело почти сделано, "Черный Джек" чуть сбавил ход.
Но и в этой ситуации МакЛарен не атаковал напарника, а следовал за ним. На последних кругах скорость пары лидеров совсем снизилась. Машина Брэбэма задергалась, замедлилась – и остановилась с пустым баком. Австралиец выбрался из кокпита и начал толкать её к финишу, хотя в том не было уже никакого практического смысла. Тем не менее, Джек честно преодолел заключительные 800 метров сезона.
Впереди же ветеран Морис Тринтиньян едва не лишил Брюса МакЛарена победы. Француз так здорово провел последние круги, что догнал гонщика Cooper, но просто не успел провести решающую атаку: на финише разрыв составил полсекунды! Ну а Тони Брукс после долгой погони смог-таки приехать третьим. Однако для завоевания чемпионского титула этого оказалось недостаточно.
Многие герои Гран При США 1959 года – Мосс, МакЛарен, Тринтиньян, Шелл и Брэбэм - выступали на шасси Cooper Т51. Эта модель стала эволюционным развитием Т43 и Т45, и первой среднемоторной машиной Формулы 1, на которой был завоеван чемпионский титул.
От предшественницы "пятьдесят первая" унаследовала компактные размеры, пространственную раму из труб и бензобаки по бокам кокпита. Конструктор Оуэн Мэддок сделал обводы машины более плавными, заменил переднюю рессорную подвеску на более передовую, с концентрическими пружинами и амортизаторами. Сзади, правда, все осталось, как прежде.
Изначально шасси проектировалось под 2,5-литровый мотор Coventry Climax – но, как выяснилось позднее, устанавливать на Т51 можно было почти любой силовой агрегат - лишь бы это была рядная "четвёрка". Потому часть произведенных Cooper в дальнейшем использовалась в гонках Формулы 2. А сделали их немало: благо, еще при проектировании в конструкцию заложили возможность массового производства.
Машина получилась лёгкой (всего 701 кг с пилотом и всеми техническими жидкостями) и хорошо управляемой, а единственной по-настоящему серьезной проблемой команд, её использовавших, стали постоянные опасения по поводу коробки передач. Необходимый узел требовалось или делать самостоятельно, или адаптировать от серийных автомобилей, имеющих передний привод.
Роб Уокер пошел по первому пути, заручившись поддержкой небольшой мастерской Валерио Колотти, тогда как Чарльз и Джон Куперы сделали ставку на агрегат от довоенного еще Citroen. Итог известен: Стирлинг Мосс не смог закончить из-за поломок большую часть гонок 1959 года, тогда как Джек Брэбэм принес Cooper оба титула.
Машина с самого начала сезона показывала отличные результаты, выиграв внезачетные гонки в Гудвуде и Сильверстоуне. На первом этапе регулярного чемпионата в Монако в стартовом списке значились сразу восемь Т51! Частные команды мгновенно заинтересовались возможностью за вменяемые деньги получить машину, способную побеждать. Всего раз по ходу сезона никто из пилотов на Cooper не попал на подиум - в Берлине, где на длинных прямых моторы V6 обеспечили преимущество Ferrari.
Успешным получилось и начало следующего сезона: Стирлинг Мосс финишировал вторым в ЮАР, Морис Тринтиньян выиграл Гран При Буэнос-Айреса. Но затем конкуренты из Lotus представили модель 18, в которой воплотили все наработки за несколько лет. Бороться с ней оказалось сложно, и Мэддок засел за чертёжную доску, в короткие сроки представив ответ: Т53.
В отдельных гонках 1960 года "пятьдесят первые" частных команд еще приносили своим пилотам места на подиуме, а вообще в соревнованиях эти удачные машины продержались до второй половины 60-х. Всего собрали около трёх десятков Cooper T51, на них было одержано восемь побед (включая пять – в Гран При чемпионата мира), завоевано шесть поулов и показано шесть лучших времен круга в гонках. Джек Брэбэм и команда Cooper стали в 1959-м году чемпионами мира.
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность