Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Сезон 2021: Поправки к регламенту
В Формуле 1 оперативно среагировали на чрезвычайные обстоятельства, связанные с пандемией – все радикальные реформы, изначально запланированные на 2021-й, были перенесены на год, так что все эти важные преобразования произойдут только в 2022-м.
В результате перемен в регламенте на сезон 2021 года получилось не так много, но они есть – мы расскажем о самых главных...
В 2020-м в FIA не раз корректировали технический регламент, самые заметные изменения затронули аэродинамику – прежде всего они направлены на снижение прижимной силы, о чём настоятельно просили шинники Pirelli, которых тревожит постоянно возрастающая нагрузка на резину.
Название статьи 3.7.2 Технического регламента 2021 года можно трактовать примерно так: «Запретная зона в районе задних колёс». Суть её в том, что в определённой области в задней части машины не должно быть никаких корпусных деталей, и эта область находится на пересечении следующих линий: продольной линии, параллельной центральной планке машины и отстоящей от неё на 800 мм; и линии, проходящей через центр задних колёс.
Фактически это означает, что в следующем году мы не увидим на машинах определённую часть днища, которая в этом году имела довольно хитрую конфигурацию. Она находилась перед задними колёсами, и вся была в разнообразных вырезах и рёбрах, при этом каждый элемент выполнял свою функцию, а все вместе они способствовали повышению прижимной силы в задней части машины.
Если посмотреть на машину 2021 года сверху и сравнить с аналогичным видом предшествующей модели, то в новой версии край днища перед задними колёсами будет скошен, его площадь существенно сокращена.
Кроме того, в статье 11.5 оговариваются изменения, касающиеся воздуховодов задних тормозов, также направленные на снижение прижима: своего рода крылышки на этих воздуховодах, которые создают прижимную силу, действующую непосредственно на задние колёса, ограничены в размерах 40 мм.
Ещё одно важное изменение касается размера перегородок диффузора, также расположенных в нижней части машины: теперь их высота будет снижена на 50 мм. Поскольку «зазор» между диффузором и поверхностью трассы увеличится, разница в давлении воздуха под днищем и над машиной станет меньше, соответственно должен снизиться и эффект прижима.
По расчётам специалистов, занимавшихся корректировкой регламента, прижимная сила должна уменьшиться примерно на 10%, что должно в свою очередь снизить нагрузку на задние шины.
Но пока остаётся открытым вопрос, насколько эффективными окажутся эти меры, и как они повлияют на расстановку сил в чемпионате?
Ответ на него мы получим только на предсезонных тестах, и то в самом общем виде, но считается, что изменения в аэродинамике будут на руку тем командам, чьи машины не отличаются эффективной аэродинамикой. Теоретически, топ-команды могут потерять больше, что позволит середнякам к ним подтянуться. На практике же именно топ-команды умеют быстрее всех реагировать на любые корректировки регламента и соответственно смогут раньше других компенсировать потери.
Это наиболее существенные изменения технического регламента, хотя в целом разнообразных поправок, уточнений формулировок и прочей редактуры там великое множество, и всё это разбросано по всему 133-страничному тексту документа. Но в основном они носят скорее формальный характер и не слишком влияют на конечный продукт Формулы 1 – а именно гонки.
Составители регламента учли опыт прошлых лет, когда FIA пришлось по разным поводам разбираться с машинами тех или иных команд, поэтому в главе 2.7, определяющей обязанности участников чемпионата, появился пункт, суть которого сводится к следующему:
– Соответствие конструкции машины, её компонентов и систем должно подтверждаться физической инспекцией деталей или материалов, из которых они изготовлены. Полагаться только на чертежи в ходе исследования механических узлов инспекторы не могут.
Также FIA может запросить необходимые модели, выполненные с применением технологий CAD, чтобы проверить соответствие тех или иных областей машины требованиям регламента. При этом команда будет обязана предоставить их в том формате, который затребует федерация. В подобных случаях будет применяться технология сканирования, чтобы можно было удостовериться в соответствии реальной машине моделям CAD.
В главе 5.10, где идёт речь о топливной системе машин, изменена формулировка пункта 5.10.3, касающаяся технологии контроля массового расхода топлива.
«Все машины должны быть оснащены двумя топливными датчиками, размещёнными внутри топливного бака, которые произведены и откалиброваны производителями, назначенными FIA… Эти датчики могут устанавливаться и использоваться только в соответствии с требованиями FIA. Более того, всё топливо, поступающее в силовую установку, должно проходить через эти омологированные датчики, и должно подаваться в камеры сгорания через топливные инжекторы, описанные в статье 5.10.2».
Мы не раз писали о неоднозначном отношении FIA к системе DAS, разработанной Mercedes, которая была разрешена в минувшем сезоне, но попала под запрет в техническом регламенте 2021 года.
В главе 10.4, где идёт речь о рулевом управлении, изменена формулировка пункта 10.4.2: «Положение управляемых колёс должно определяться только гонщиком за счёт воздействия на единственное рулевое колесо, которому разрешается иметь только одну степень свободы, предполагающую вращение; отношение между углом поворота каждого из управляемых колёс к углу поворота рулевого колеса должно быть исключительно монотонной функцией».
И, наконец, надо обратить внимание на ряд новых положений регламента, появившихся вследствие скандальной истории с машиной Racing Point, которую не случайно окрестили «розовой Mercedes», поскольку она была практически точной копией W10 образца 2019 года.
Отныне регламент отдельно оговаривает пределы, в рамках которых разрешено использовать чужие идеи. В статье 22.3.3 говорится примерно следующее: хотя участникам чемпионата по-прежнему разрешено ориентироваться на конструкцию или концепцию какой-либо другой команды, используя информацию, потенциально доступную всем, эту информацию разрешено получать только на этапах чемпионата или на тестах.
Никто из участников чемпионата не может разрабатывать части своей машины на основе технологии «обратного инжиниринга», в связи с чем запрещено использовать фотографии и другие изображения в сочетании с программным обеспечением, которое позволяет конвертировать их в «облака точек сканирования, кривые, поверхности или позволяет применять технологию CAD…»
Под запрет однозначно попало применение стереофотографии, 3D-фотокамер или любых других технологий, дающих 3D-изображения.
В случае, если отдельные части машины будут сильно напоминать части машины, созданной другой командой, FIA будет решать, было ли это сходство «результатом обратного инжиниринга или законной независимой разработки».
Спортивный регламент Формулы 1 в целом не претерпел изменений, но в нём появилось некоторое количество поправок, учитывающих специфический опыт 2020 года, когда чемпионат проходил в необычных обстоятельствах.
Продолжительность пятничных свободных заездов сокращена до одного часа в каждой сессии.
В статье 17, посвящённой протестам и апелляциям, появился пункт 17.2, который гласит: «Апелляции должны подаваться в соответствии со Спортивным кодексом и сопровождаться платой в размере 6000 евро».
В статье 21, где речь идёт об общих требованиях к машине и персоналу команд, появился целый раздел 21.6, в котором оговаривается возможность проведения «Закрытых соревнований», т.е. таких, на которых «гости не допускаются в паддок».
По сути практически все этапы сезона 2020 года прошли именно в таком формате. Решение о проведение закрытых соревнований может приниматься только FIA вместе с руководством Формулы 1.
В пункте b) этого раздела говорится следующее: «С начала закрытого соревнования до объявления официальных результатов гонки каждый участник соревнований не может иметь на территории автодрома в общей сложности более 90 сотрудников команды, включая стажёров. Не более 60 человек из этого числа могут иметь отношение к эксплуатации машин».
В пункте d) отдельно оговаривается: «Во избежание сомнений персонал, обязанности которого связаны исключительно с работой в гостевой зоне, в моторхоумах команд, со спонсорами, в области маркетинга и PR, с обеспечением безопасности или управлением грузовиками команд, не считается производственным персоналом».
В параграфе 24.2, детально оговаривающей выбор шин для каждого из этапов сезона, изменилась формулировка пункта b): «Если иное не установлено FIA по согласованию с поставщиком шин, FIA не менее чем за две недели до каждого этапа сезона будет предоставлять всем участникам чемпионата следующую информацию…»
Далее перечисляются базовые сведения, касающиеся резины, и тут произошли изменения в подпункте III: «Если иное не оговаривается FIA по согласованию с поставщиком резины, каждому гонщику на каждом этапе выделяются шины для сухой погоды следующей спецификации:
а) Два комплекта резины жёсткого состава.
b) Три комплекта резины средней жёсткости.
c) Восемь комплектов мягкой резины.
Новая редакция пункта b) параграфа 24.4 вызывает в памяти проблему у Mercedes, из-за которой Джордж Расселл лишился шансов на победу в Гран При Сахира: «Любой гонщик, кто по ходу гонки использует комплект шин иной спецификации или шины, не предназначенные ему, не может пересечь контрольную линию (линию старт-финиша) более двух раз, прежде чем вернётся в боксы и поменяет резину на комплект нужной спецификации».
В статье 29, где речь идёт об обязательной процедуре взвешивания, в пункте а) появился подпункт III, который гласит: «Каждый гонщик должен пройти взвешивание, которое проводит Технический делегат в конце финальной части квалификации…»
В статье 36, регламентирующей процедуру старта, параграф 36.1 дополнен следующей фразой: «Когда выезд с пит-лейн открыт, на стартовое поле от каждой команды может быть допущено не более 42 сотрудников».
Далее, за пять минут до старта на все машины, которые находятся на стартовом поле, должны быть поставлены колёса и (пункт b) «в этот момент термочехлы на шинах должны быть отключены от любых источников питания и не должны подключаться к ним по время процедуры старта, если только не подан сигнал о том, что старт отложен; персонал команд (пункт с) и тележки с оборудованием должны начинать покидать трассу».
Чуть ниже в параграфе 36.5 говорится: «Когда подаётся сигнал трёхминутной готовности, на стартовом поле разрешается остаться не более чем 16 сотрудникам каждой команды».
В параграфе 42.3 статьи 42, где речь идёт о процедуре рестарта, по сути повторяется та же формулировка, что и в статье 36: «Термочехлы на шинах должны быть отключены от любых источников питания и не должны подключаться к ним по время процедуры старта, если только не подан сигнал о том, что старт отложен».
В параграфе 42.8 говорится: «Гонка возобновится за автомобилем безопасности, когда загораются зелёные огни светофора, и автомобиль безопасности выезжает с пит-лейн. Гонщики должны следовать за сейфти-каром не более чем на дистанции в десять корпусов машины».
В приложении 3 Спортивного регламента, посвящённом церемонии на подиуме, со ссылкой на Статью 21.6 говорится: «На всех закрытых соревнованиях все детали церемонии на подиуме описываются в инструкциях, которые даёт Директор гонок».
В приложении 7 оговариваются размеры стартовых взносов, которые будут взиматься с участников чемпионата в 2021 году:
«Победитель Кубка конструкторов по итогам 2020 года должен будет заплатить базовый взнос в размере $569 308, а также по $6830 за каждое очко, заработанное в 2020-м.
Все остальные участники чемпионата должны будут заплатить базовый взнос в размере $569308 плюс по $5691 за каждое заработанное очко».
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность