Разделы сайта

Свежие новости

Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним

Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.

Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»

Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».

Полезные статьи

Монако'59: Блэк Джек открывает счёт

Монако'59: Блэк Джек открывает счёт

Сезон 1959 года, как и несколько предыдущих, должен был начаться в январе в Буэнос-Айресе, но к тому моменту два главных местных героя – Хуан-Мануэль Фанхио и Хосе-Фройлан Гонсалес – покинули чемпионат, интерес к Гран При в стране упал и в последний момент гонку в Аргентине отменили.

Эта новость очень обрадовала британские команды, которые, в отличие от Ferrari, традиционно испытывали сложности как с подготовкой новых машин к январю, так и с доставкой их за океан. Первым этапом чемпионата стал Гран При Монако, причём проходил он только в начале мая. Скудерия привезла в Монте-Карло обновлённую версию своей машины, Ferrari 256F1 (некоторые источники классифицируют её как модификацию 246F1, а не отдельную модель), с более мощным двигателем, новой передней подвеской и дисковыми тормозами.

Однако в Монако мощность двигателя не имеет большого значения, и куда важнее масса и управляемость машины. А тут Ferrari ничего не могла противопоставить британским Cooper с заднемоторной компоновкой. Энцо Феррари же упорно не хотел отказываться от переднемоторной концепции. Справедливости ради, не торопились со сменой расположения двигателя и в BRM, равно как и в новой команде Lotus. Ошибочность этой концепции подчёркивал тот факт, что большинство частных команд предпочитало покупать для выступления в гонках именно машины Cooper.

Жан Бера в Монако

У Ferrari, впрочем, проблем хватало и без этого, и главной из них был состав. По ходу 1958 года в смертельных авариях они потеряли двух своих основных гонщиков, Луиджи Муссо и Питера Коллинза. Третий, Майк Хоторн, завоевал титул, но разбился в автокатастрофе в межсезонье. Впервые с 1950 года на первом Гран При сезона не было ни одного чемпиона мира.

В 1959-м за рулём машин Ferrari оказалось интернациональное трио, состоявшее из француза Жана Бера, британца Тони Брукса и американца Фила Хилла. В Монако приехал ещё один пилот итальянской команды, Клифф Эллисон. Ему досталось шасси Формулы 2, Ferrari Dino 156F2 – по сути, та же машина, но с более лёгким полуторалитровым двигателем.

Эллисон был не единственным, выступавшим в Монако на машине Формулы 2. Именно на шасси этой категории (только Cooper) были заявлены гонщики бельгийской Equipe Nationale Belge, Люсьен Бьянки и Ален де Шанжи. Полуторалитровый мотор стоял и на Porsche 718 Вольфганга фон Трипса – фактически это был спорткар 718 RSK, но с открытыми колёсами. На базе той же машины было создано шасси Behra-Porsche, но так как сам Бера выступал за Ferrari, за руль села Мария Тереза де Филиппис. Это была последняя попытка итальянки пробиться на старт этапа чемпионата мира.

Старт Гран При Монако 1959 года

Всего в заявочном листе Гран При Монако оказалось 24 машины. На старт организаторы готовы были допустить только 16 – остальных должна была отсеять квалификация. В итоге львиной доле частников, включая де Филиппис и Бьянки, на старт выйти не удалось. А Эллисон на Ferrari Формулы 2 показал 15-е время, уступив поулу Стирлинга Мосса на Cooper почти 5 секунд. Самой быстрой из машин низшей категории оказалась Porsche фон Трипса – несмотря на проблемы с переключением передач, немец показал 12-е время.

Пилоты Ferrari в квалификации выглядели не так плохо – Бера занял вторую позицию, Брукс четвёртую, Фил Хилл пятую. Поул Мосса стал первым для шасси Cooper, но не для одноимённой команды – Стирлинг вновь выступал за независимую Rob Walker Racing. Лучшим из гонщиков Cooper оказался Джек Брэбэм, он стартовал третьим. Его напарники, Мастен Грегори и Брюс Макларен, выступили не столь удачно, показав 11 и 13 время соответственно, но для Макларена это была первая квалификация в карьере.

Не обошлось без приключений для команды Lotus – из-за поломки автовоза машины прибыли на трассу только к финальной сессии, так что Грэму Хиллу пришлось хорошо постараться, чтобы успеть показать приличное время. Он всё же смог квалифицироваться 14-м, а вот его напарник, Пит Лавли, оказался только 22-м, и в гонке участия не принимал.

На старте Бера захватил лидерство, опередив Мосса, Брэбэм сохранил третье место, а Брукс откатился на восьмое. В гонке стартовали три машины Формулы 2 – Вольфганг фон Трипс на Porsche, Клифф Эллисон на Ferrari и Брюс Хэлфорд на Lotus. По удивительному стечению обстоятельств, все трое столкнулись между собой на втором круге, после того как неудачно начавший гонку фон Трипс поскользнулся на масле в Ste Devote. Для всех троих гонка на этом была окончена.

Машины фон Трипса и Эллисона после столкновения

Тройка лидеров, Бера, Мосс и Брэбэм, постепенно отрывалась от группы преследователей, которую возглавлял Фил Хилл. Возможно, Мосс мог ехать и быстрее, но с обгонами в Монако было сложно во все времена. Так что до поры до времени события в гонке в основном происходили далеко за спинами лидеров. Одним из самых ярких, в прямом и переносном смысле, стал пожар на машине Грэма Хилла – загорелось масло из коробки передач.

«Проехав шпильку, я увидел дым в зеркалах, – вспоминал после гонки Хилл. – Я подумал – О боже, кто-то горит! А потом повернул направо в Mirabeau и языки пламени выскочили прямо у меня из подмышки. Это горел я! Первым делом нужно было остановиться и покинуть кокпит, но это оказалось не так просто. Я опёрся на задние колёса, чтобы выскочить из машины, но так как отпустил при этом педаль тормоза, машина покатилась вниз с холма, и мне пришлось снова сесть. Вторая попытка – и снова неудача.

Наконец, я вывернул колёса так, чтобы они упёрлись в бордюр, и выпрыгнул из машины так быстро, как только мог, потому что огонь уже был достаточно серьёзным. Сперва я убежал с места аварии, но затем подумал, что если моя машина сгорит, то мне не на чем будет участвовать в следующем Гран При в Зандфорте. Я быстро засунул руку в кокпит, чтобы взять огнетушитель. Но механик прикрутил его снизу металлической проволокой, так что мне потребовалось какое-то время, чтобы справиться с петлёй. Наконец, мне это удалось, но маленький огнетушитель ничего не смог поделать с огнём. К машине подбежал пожарный с большим огнетушителем, но вместо того, чтобы его использовать, начал читать инструкцию! Я вырвал у него огнетушитель, ударил по красной кнопке и смог спасти свою машину».

Фил Хилл на повреждённой машине после аварии

В то время как Грэм Хилл спасал свой Lotus, у Бера возникли проблемы с его Ferrari – двигатель начал работать с перебоями, француз сначала пропустил Мосса и Брэбэма, затем мотор взорвался и Жану пришлось сойти. Получив оперативный простор, Мосс смог быстро оторваться от Брэбэма, так что Джек ехал в полном одиночестве, ведь занимавший третье место Фил Хилл отставал уже достаточно серьёзно. А ещё через несколько кругов Фил ошибся, машину развернуло и она врезалась задней частью в ограждение. Хиллу удалось продолжить гонку, даже не потеряв позицию, но теперь его вплотную преследовали Шелл и Брукс. На 38 круге оба смогли обогнать американца, которого вскоре вновь развернуло.

Гонка приближалась к экватору, Мосс лидировал с полуминутным отрывом, и всё шло к тому, что ни один из пилотов Ferrari даже не поднимется на подиум. Вся надежда была на Тони Брукса, сражавшегося за третье место с Шеллом. Но на 48 круге на BRM Харри Шелла раскололся масляный бак, масло попало на колёса и машина врезалась в барьер.

К 60-му кругу из 100 только Брэбэм и Брукс проигрывали Моссу меньше круга, но и их отставание было очень велико. Конечно, Стирлинг должен был легко выиграть эту гонку, но тогда его, вероятно, не называли бы одним из самых невезучих гонщиков в истории, и «самым быстрым из тех, кто никогда не становился чемпионом». На 81 круге британец почувствовал, что с машиной что-то не так, и свернул в боксы. Механики, однако, смогли лишь развести руками. А вернувшись на трассу, уже через несколько поворотов Мосс сошёл из-за отказа коробки передач. Эти потерянные 8 очков в конечном счёте стоили ему титула.

Джек Брэбэм на Гран При Монако 1959 года

Зато Джек Брэбэм вряд ли имел основания жаловаться на судьбу. Благодаря сходу Мосса, он выиграл гонку – первую в своей карьере, первую для австралийцев в Формуле 1, и первую для команды Cooper. Во многом благодаря этому успеху Брэбэм в итоге выиграет этот чемпионат, завоевав первый из трёх своих титулов.

Источник