Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Монако'59: Блэк Джек открывает счёт
Сезон 1959 года, как и несколько предыдущих, должен был начаться в январе в Буэнос-Айресе, но к тому моменту два главных местных героя – Хуан-Мануэль Фанхио и Хосе-Фройлан Гонсалес – покинули чемпионат, интерес к Гран При в стране упал и в последний момент гонку в Аргентине отменили.
Эта новость очень обрадовала британские команды, которые, в отличие от Ferrari, традиционно испытывали сложности как с подготовкой новых машин к январю, так и с доставкой их за океан. Первым этапом чемпионата стал Гран При Монако, причём проходил он только в начале мая. Скудерия привезла в Монте-Карло обновлённую версию своей машины, Ferrari 256F1 (некоторые источники классифицируют её как модификацию 246F1, а не отдельную модель), с более мощным двигателем, новой передней подвеской и дисковыми тормозами.
Однако в Монако мощность двигателя не имеет большого значения, и куда важнее масса и управляемость машины. А тут Ferrari ничего не могла противопоставить британским Cooper с заднемоторной компоновкой. Энцо Феррари же упорно не хотел отказываться от переднемоторной концепции. Справедливости ради, не торопились со сменой расположения двигателя и в BRM, равно как и в новой команде Lotus. Ошибочность этой концепции подчёркивал тот факт, что большинство частных команд предпочитало покупать для выступления в гонках именно машины Cooper.
У Ferrari, впрочем, проблем хватало и без этого, и главной из них был состав. По ходу 1958 года в смертельных авариях они потеряли двух своих основных гонщиков, Луиджи Муссо и Питера Коллинза. Третий, Майк Хоторн, завоевал титул, но разбился в автокатастрофе в межсезонье. Впервые с 1950 года на первом Гран При сезона не было ни одного чемпиона мира.
В 1959-м за рулём машин Ferrari оказалось интернациональное трио, состоявшее из француза Жана Бера, британца Тони Брукса и американца Фила Хилла. В Монако приехал ещё один пилот итальянской команды, Клифф Эллисон. Ему досталось шасси Формулы 2, Ferrari Dino 156F2 – по сути, та же машина, но с более лёгким полуторалитровым двигателем.
Эллисон был не единственным, выступавшим в Монако на машине Формулы 2. Именно на шасси этой категории (только Cooper) были заявлены гонщики бельгийской Equipe Nationale Belge, Люсьен Бьянки и Ален де Шанжи. Полуторалитровый мотор стоял и на Porsche 718 Вольфганга фон Трипса – фактически это был спорткар 718 RSK, но с открытыми колёсами. На базе той же машины было создано шасси Behra-Porsche, но так как сам Бера выступал за Ferrari, за руль села Мария Тереза де Филиппис. Это была последняя попытка итальянки пробиться на старт этапа чемпионата мира.
Всего в заявочном листе Гран При Монако оказалось 24 машины. На старт организаторы готовы были допустить только 16 – остальных должна была отсеять квалификация. В итоге львиной доле частников, включая де Филиппис и Бьянки, на старт выйти не удалось. А Эллисон на Ferrari Формулы 2 показал 15-е время, уступив поулу Стирлинга Мосса на Cooper почти 5 секунд. Самой быстрой из машин низшей категории оказалась Porsche фон Трипса – несмотря на проблемы с переключением передач, немец показал 12-е время.
Пилоты Ferrari в квалификации выглядели не так плохо – Бера занял вторую позицию, Брукс четвёртую, Фил Хилл пятую. Поул Мосса стал первым для шасси Cooper, но не для одноимённой команды – Стирлинг вновь выступал за независимую Rob Walker Racing. Лучшим из гонщиков Cooper оказался Джек Брэбэм, он стартовал третьим. Его напарники, Мастен Грегори и Брюс Макларен, выступили не столь удачно, показав 11 и 13 время соответственно, но для Макларена это была первая квалификация в карьере.
Не обошлось без приключений для команды Lotus – из-за поломки автовоза машины прибыли на трассу только к финальной сессии, так что Грэму Хиллу пришлось хорошо постараться, чтобы успеть показать приличное время. Он всё же смог квалифицироваться 14-м, а вот его напарник, Пит Лавли, оказался только 22-м, и в гонке участия не принимал.
На старте Бера захватил лидерство, опередив Мосса, Брэбэм сохранил третье место, а Брукс откатился на восьмое. В гонке стартовали три машины Формулы 2 – Вольфганг фон Трипс на Porsche, Клифф Эллисон на Ferrari и Брюс Хэлфорд на Lotus. По удивительному стечению обстоятельств, все трое столкнулись между собой на втором круге, после того как неудачно начавший гонку фон Трипс поскользнулся на масле в Ste Devote. Для всех троих гонка на этом была окончена.
Тройка лидеров, Бера, Мосс и Брэбэм, постепенно отрывалась от группы преследователей, которую возглавлял Фил Хилл. Возможно, Мосс мог ехать и быстрее, но с обгонами в Монако было сложно во все времена. Так что до поры до времени события в гонке в основном происходили далеко за спинами лидеров. Одним из самых ярких, в прямом и переносном смысле, стал пожар на машине Грэма Хилла – загорелось масло из коробки передач.
«Проехав шпильку, я увидел дым в зеркалах, – вспоминал после гонки Хилл. – Я подумал – О боже, кто-то горит! А потом повернул направо в Mirabeau и языки пламени выскочили прямо у меня из подмышки. Это горел я! Первым делом нужно было остановиться и покинуть кокпит, но это оказалось не так просто. Я опёрся на задние колёса, чтобы выскочить из машины, но так как отпустил при этом педаль тормоза, машина покатилась вниз с холма, и мне пришлось снова сесть. Вторая попытка – и снова неудача.
Наконец, я вывернул колёса так, чтобы они упёрлись в бордюр, и выпрыгнул из машины так быстро, как только мог, потому что огонь уже был достаточно серьёзным. Сперва я убежал с места аварии, но затем подумал, что если моя машина сгорит, то мне не на чем будет участвовать в следующем Гран При в Зандфорте. Я быстро засунул руку в кокпит, чтобы взять огнетушитель. Но механик прикрутил его снизу металлической проволокой, так что мне потребовалось какое-то время, чтобы справиться с петлёй. Наконец, мне это удалось, но маленький огнетушитель ничего не смог поделать с огнём. К машине подбежал пожарный с большим огнетушителем, но вместо того, чтобы его использовать, начал читать инструкцию! Я вырвал у него огнетушитель, ударил по красной кнопке и смог спасти свою машину».
В то время как Грэм Хилл спасал свой Lotus, у Бера возникли проблемы с его Ferrari – двигатель начал работать с перебоями, француз сначала пропустил Мосса и Брэбэма, затем мотор взорвался и Жану пришлось сойти. Получив оперативный простор, Мосс смог быстро оторваться от Брэбэма, так что Джек ехал в полном одиночестве, ведь занимавший третье место Фил Хилл отставал уже достаточно серьёзно. А ещё через несколько кругов Фил ошибся, машину развернуло и она врезалась задней частью в ограждение. Хиллу удалось продолжить гонку, даже не потеряв позицию, но теперь его вплотную преследовали Шелл и Брукс. На 38 круге оба смогли обогнать американца, которого вскоре вновь развернуло.
Гонка приближалась к экватору, Мосс лидировал с полуминутным отрывом, и всё шло к тому, что ни один из пилотов Ferrari даже не поднимется на подиум. Вся надежда была на Тони Брукса, сражавшегося за третье место с Шеллом. Но на 48 круге на BRM Харри Шелла раскололся масляный бак, масло попало на колёса и машина врезалась в барьер.
К 60-му кругу из 100 только Брэбэм и Брукс проигрывали Моссу меньше круга, но и их отставание было очень велико. Конечно, Стирлинг должен был легко выиграть эту гонку, но тогда его, вероятно, не называли бы одним из самых невезучих гонщиков в истории, и «самым быстрым из тех, кто никогда не становился чемпионом». На 81 круге британец почувствовал, что с машиной что-то не так, и свернул в боксы. Механики, однако, смогли лишь развести руками. А вернувшись на трассу, уже через несколько поворотов Мосс сошёл из-за отказа коробки передач. Эти потерянные 8 очков в конечном счёте стоили ему титула.
Зато Джек Брэбэм вряд ли имел основания жаловаться на судьбу. Благодаря сходу Мосса, он выиграл гонку – первую в своей карьере, первую для австралийцев в Формуле 1, и первую для команды Cooper. Во многом благодаря этому успеху Брэбэм в итоге выиграет этот чемпионат, завоевав первый из трёх своих титулов.
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность