Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Ле-Ман 2019: Представляем участников
В ближайшие выходные, 15-16 июня, во Франции пройдёт 87-й марафон «24 часа Ле-Мана». Легендарная гонка входит в зачёт чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, но на этот раз станет второй из двух в «суперсезоне» 2018-2019 годов.
Гонка пройдёт на кольце Сарте, неподалёку от города Ле-Ман на северо-западе Франции. Это классическая и очень скоростная трасса, одна из самых длинных на сегодняшний день, её протяжённость – 13626 метров, что почти вдвое больше самой длинной трассы Формулы 1 (Спа). Сарте стационарный автодром лишь наполовину – частично используются дороги общего пользования.
Несмотря на большую протяжённость, поворотов относительно немного – 38. В основном кольцо состоит из длинных прямых, соединённых медленными связками, поэтому очень важна мощность моторов и механическая эффективность шасси, а уровень прижимной силы отходит на второй план. Рекорд трассы в гонке был установлен четыре года назад – Андре Лоттерер на Audi R18 e-tron quattro проехал круг за 3:17,475. А вот квалификационный рекорд был побит в 2017-м – Камуи Кобаяши на Toyota TS050 Hybrid проехал круг за 3:14,791.
На протяжении многих лет на старт марафона выходили не более 56 машин, но три года назад мы увидели на старте «24 часов Ле-Мана» рекордное количество участников – 60 экипажей! Перемены назрели давно – в предыдущие годы заявочный лист регулярно превышал традиционное количество стартовых номеров. Однако расширить число участников мешали чисто технические проблемы – на автодроме было всего 56 боксов. В итоге их решено было перестроить.
В 2019-м было принято решение ещё более увеличить решётку – в этом году впервые в истории на старт гонки выйдут 62 экипажа. Мера опять же вынужденная – по итогам заявочной кампании в листе ожидания оказались 10 машин! Так что организаторы вновь внимательно присмотрелись к пит-лейн и нашли, где разместить ещё два бокса.
Хотя гонка «24 часа Ле-Мана» – отчасти независимое событие, она входит в чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA WEC и подчиняется его правилам. И именно Ле-Ман был основной причиной проведения «суперсезона» 2018-2019 годов, продолжительность которого составит полтора года. Разговоры о том, что главное событие в мире гонок на выносливость должно завершать сезон WEC, а не приходиться на середину, шли давно, и теперь организаторы перешли от слов к делу.
Говоря откровенно, организаторы пошли на это не от хорошей жизни. Уход из чемпионата Audi и Porsche поставил под вопрос само существование главной категории WEC – LMP1. Чтобы её спасти, пришлось корректировать правила, и в том числе – проводить «суперсезон», включающий в себя две гонки «24 часа Ле-Мана».
В связи с этим относительная «ценность» Ле-Мана в чемпионате была снижена. Если раньше за результативный финиш в этой гонке пилоты получали вдвое больше очков, чем на обычном, 6-часовом этапе, то теперь коэффициент снижен до 1,5. Победитель получит 38 очков, обладатель второго места – 27, третьего – 23 и так далее.
LMP1 (Le Mans Prototype 1) – самый престижный класс прототипов, в котором могут быть представлены заводские и частные команды. В этом классе производители имеют возможность экспериментировать с технологиями и конфигурацией. На старт допускаются машины как с передней, так и заднемоторной компоновкой, использующие бензиновые и дизельные, турбированные и атмосферные двигатели, а также гибриды с системой рекуперации энергии – ERS.
До прошлого года гибриды выделялись в отдельную подкатегорию, LMP1-H (Hybrid), в которой и велась борьба за победу в абсолютном зачёте. Именно в ней выступали заводские команды – Audi, Toyota, Porsche, выяснявшие между собой, кто сильнее. Частные команды заявлялись в подкатегории LMP1-L (Light), где гибриды, как и заводские команды, были запрещены. Участников в ней было очень немного – в 2017 году на старт вышла только команда ByKolles Racing, представленная лишь одной машиной.
Теперь формально подзачёты устранены, все участники категории соперничают друг с другом напрямую, но технологии используют разные и подчиняются разным версиям регламента. Заводская Toyota по-прежнему использует гибридные машины TS050 Hybrid, а остальные участники – негибридные двигатели, атмосферные или турбированные.
Чтобы уравнять их, используется принцип «эквивалентных технологий» (EoT). То есть, организаторы корректируют регламент таким образом, чтобы дать «частникам» определённые преимущества, компенсирующие недостатки их машин по сравнению с гибридами. Основной способ изменения соотношения сил – ограничения в области потребления энергии: как электрической, так и топлива.
Новые правила, а также уход почти всех заводских команд, привлекли в LMP1 большое число новых участников. Вернулась в категорию Rebellion, перешли из LMP2 Manor и DragonSpeed – и, конечно, российская SMP Racing, с амбициозным проектом собственной машины BR1, построенной Dallara и BR Engineering. Именно Rebellion и Dallara – главные конкуренты Toyota в этой категории.
Число участников в этой категории по сравнению с прошлым годом несколько сократилось: на старт выйдет 8, а не 10 машин. К сожалению, чемпионат потерял один из весьма любопытных проектов, с очень непростой судьбой – команду CEFC TRSM Racing, выступавшей под китайским флагом. Фактически же это была команда Manor, использовавшая машины Ginetta с двигателем Mecachrome.
Судя по первой гонке в Ле-Мане, отставание частных команд от заводских действительно сократилось. В 2017-м в квалификации лучшее время пилотов ByKolles было 3:24,170, а Toyota завоевала поул с результатом 3:14,791. В прошлом году машины Rebellion показали в квалификации время 3:19,449, а SMP Racing – 3:19,483. При этом результат Toyota даже немного ухудшился – 3:15,377.
На самом деле, дело скорее в том, что в 2017-м команда ByKolles не имела ни ресурсов, ни мотивации, чтобы показать лучшее время, бороться в LMP1-L им всё равно было не с кем. В 2018-м мотивации не хватало уже Toyota, ведь боролись экипажи этой команды только между собой.
К тому же, у гибридов есть большое преимущество на дистанции – расход топлива у них настолько ниже, что даже несмотря на баки меньшего размера останавливаться приходится реже. А это значит, что по ходу гонки преимущество японских машин будет только расти. Однако Ле-Ман есть Ле-Ман – до прошлогодней победы Toyota была главным фаворитом и лидером этой гонки на протяжении трёх предыдущих лет, но каждый раз упускала шанс финишировать первой.
У SMP Racing очень неплохой состав: за руль машины №11 будут садиться Алёшин, Петров и Вандорн, а машины №17 – Сарразен, Оруджев и Сироткин. Интересно, что на тестах Вандорн на BR1 установил рекорд максимальной скорости Ле-Мана, разогнавшись до 350,1 км/час! Посмотрим, насколько эта скорость поможет пилотам SMP Racing в гонке.
LMP2 (Le Mans Prototype 2) – младший класс прототипов. Технические характеристики машин схожи с LMP1, но ограничений гораздо больше. Общий принцип – сделать категорию как можно более доступной и ограничить «гонку вооружений». Поэтому участники не могут пользоваться заводской поддержкой.
Двигатель с прошлого сезона допускается только один: 4,2-литровый атмосферный V8 от Gibson Technology (ранее известной как Zytek). Зато мощность его увеличилась на 150 л.с., что привело к значительному росту скоростей. В какой-то момент машины LMP2 даже приблизились к шасси ByKolles из LMP1-L, но теперь в «старшей» категории заметно прибавили, так что разница вновь возросла.
С 2017 года допускаются только шасси с закрытым кокпитом и только от четырёх производителей: Dallara, Onroak Automotive (Ligier), Oreca и Riley Tech/Multimatic. Стоимость шасси не должна превышать 483 000 евро. Как и год назад, на старте мы увидим шасси от трёх производителей – машины Riley Tech вновь никто из участников использовать не стал.
Формально в заявочном листе значатся также шасси Alpine команды Signatech Alpine Matmut и Aurus от российской G-Drive Racing, но фактически и в том, и в другом случае используются шасси Oreca 07, переименованные в честь спонсора.
Принцип «эквивалентных технологий» применяется и здесь, хотя и в несколько ином виде. В случае, если какая-то команда вырывается вперёд по ходу сезона, её ограничивают. К числу мер, при помощи которых это делается, относится довес машины балластом (до 30 кг), уменьшение объёма топливного бака и аэродинамические рестрикторы.
В последние годы именно эта категория пользовалась наибольшей популярностью у участников – в 2017-м их было уже 25! Это неудивительно – для гонщиков прототипы привлекательнее машин GT, так как представляют собой специально построенные для автоспорта спорткары, а не адаптированные к гонкам серийные машины.
В прошлом году из-за повышения интереса к LMP1 число участников LMP2 немного снизилось – на старт вышло 20 машин. На этот раз их снова будет 20, хотя состав не идентичен – обновилась четверть пелотона, причём некоторые участники попали на стартовую решётку в последний момент.
Главные фавориты категории – российская G-Drive Racing, за которую выступает Роман Русинов. G-Drive входит в число лучших на протяжении пяти последних лет, и то, что за все эти годы Русинову ни разу не удалось выиграть Ле-Ман, можно объяснить лишь стечением обстоятельств. За эти годы он побеждал на этапах WEC чаще, чем кто-либо ещё в истории, но победа в 24-часовом марафоне от него ускользала.
В прошлом году Русинову, наконец, удалось победить, но спустя пару дней экипаж дисквалифицировали за использование нелегального заправочного оборудования. Это было тем более обидно, что на более быстрых пит-стопах G-Drive отыграла около двух минут, а на финише привезла ближайшим конкурентам более двух кругов - то есть по меньшей мере 7 минут. Так или иначе, официально среди победителей Ле-Мана команды G-Drive Racing до сих пор нет.
С прошлого года G-Drive Racing не выступает в WEC – в команде предпочли более простую и дешёвую серию ELMS. Тем не менее, команда приезжает на некоторые этапы чемпионата мира и выглядит там очень сильно, неизменно сражаясь за поулы и победы. На последнем этапе в Спа Русинов с Вернем и ван Уйтертом завоевал поул, а победу упустил лишь из-за стечения обстоятельств.
Главными конкурентами G-Drive Racing будут два экипажа Jackie Chan DC Racing, DragonSpeed с Пастором Мальдонадо и IDEC Sport. Это опытные команды с быстрыми пилотами
Не стоит сбрасывать со счетов извечных соперников из Signatech Alpine – эта команда всегда нацеливается именно на Ле-Ман. У Alpine очень сильный состав пилотов (Николя Лапьер, Пьер Тирье и Андре Неграо), это опытная команда, так что за попадание в тройку она бороться будет.
Второго экипажа G-Drive Racing на этот раз не будет. Нет и машины LMP2 команды SMP Racing. Зато за ARC Bratislava выступит российский пилот Константин Терещенко, хорошо известный болельщикам автоспорта по выступлениям в Формуле V8 3.5 и GP3. Константин уже пробовал свои силы в гонках на выносливость, однако в Ле-Ман приехал впервые.
LM GTE Pro – категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спорткаров Гран Туризмо. Здесь наиболее заметна связь между гоночными и обычными машинами. В соответствии с правилами, машины, выступающие в этой категории, должны подходить для езды по обычным дорогам и быть доступны для покупки у официального дилера, признанного Комитетом по гонкам на выносливость.
Буквы GTE в названии расшифровываются как Grand Touring Endurance, а Pro означает, что в этом классе соревнуются пилоты-профессионалы. Как и год назад, в категории выступят 17 машин, причём изменения по сравнению с 2018-м минимальны. Лишь в Ferrari сняли с гонки один из своих экипажей, отдав место дочерней команде Risi Competizione.
В целом можно сказать, что категория переживает расцвет. Список участников выглядит очень внушительно. Сражение между собой поведут заводские команды Ferrari, Porsche, BMW, Chevrolet, Ford и Aston Martin – любой кузовной чемпионат мира позавидовал бы такой стартовой решётке! И хотя в Ле-Мане классы GT обычно остаются в тени прототипов, в значительной степени сражение за победу в GTE Pro станет украшением этого марафона.
В прошлогоднем Ле-Мане преимущество имели экипажи Porsche – две машины этой команды лидировали практически всю дистанцию и уверенно победили. Третье место, с круговым отставанием, завоевал экипаж американского подразделения Ford. Четвёртое место осталось за Corvette.
Однако за год американцы неплохо прибавили, и на тестах имели явное преимущество – первое и третье место осталось за Corvette, второе за Ford. Конечно, не факт, что в Porsche продемонстрировали весь свой потенциал – к гонке они наверняка прибавят. Но так или иначе, похоже, нас ждёт весьма любопытное соперничество между Porsche, Ford и Corvette за победу.
Для BMW первый блин получился комом – на тренировках и квалификациях машины были быстры, но в гонке всё пошло не так. Возникли проблемы как со скоростью, так и с надёжностью. Однако на последней гонке в Спа баварские машины оказались очень быстры. А выиграл её экипаж Aston Martin! Правда, ждать подобного в Ле-Мане всё же не стоит – Aston Martin здесь записной аутсайдер.
Что касается Ferrari, то скорее всего, экипажи на этих машинах ждёт борьба в середине пелотона, без особых шансов на победу, но при хорошем стечении обстоятельств они могут подняться на подиум.
Технические требования к машинам в этом классе такие же, как и в LM GTE Pro, за одним исключением: на старт допускаются только прошлогодние или более старые машины. Буквы Am (Amateur) означают, что должны участвовать пилоты-любители – в каждом экипаже как минимум один пилот уровня Bronze, и ещё один – Bronze или Silver. Третий пилот может быть любой категории, вплоть до Platinum.
Стартовый лист этой категории значительно увеличился – здесь тоже будут стартовать 17 машин. Это разношёрстная компания, за прошедший год она стала ещё более пёстрой и неоднозначной. Одно из самых заметных изменений – экипаж Keating Motorsports пересел с Ferrari на Ford, благодаря чему число марок в классе достигло четырёх.
Формально в заявочном листе всего одна машина с заводской поддержкой, это очень опытный экипаж Aston Martin Педро Лами/Маттиас Лауда/Пол Далла Лана. Но на самом деле заявленные как сингапурская Clearwater Racing и швейцарская Spirit of Race фактически представляет собой всё ту же AF Corse, а TF Sport, по сути, полузаводская Aston Martin.
Несмотря на то, что многие пилоты в этой категории – любители, можно встретить немало известных имён. В их числе Йорг Бергмайстер, Оливье Беретта, Эдди Чивер III, Йероен Блекемолен и другие. Есть даже два бывших гонщика Формулы 1 – помимо Лами, это ещё и Джанкарло Физикелла, который будет выступать за Spirit of Race на Ferrari.
Особое внимание, конечно, будет приковано к Ferrari под номером 83 команды Kessel Racing. Это чисто женский экипаж – Рахель Фрай, Мануэла Гостнер и Мишель Гаттинг. Фрай в представлениях не нуждается – это опытная и быстрая пилотесса, а вот её напарницы не столь известны. В особенности это касается Гостнер.
Основные претенденты на победу – заводские экипажи Aston Martin и Spirit of Race, а также Dempsey-Proton Racing и Clearwater Racing. Впрочем, практика показывает, что предсказывать результаты в GTE Am – дело неблагодарное. В каждом экипаже есть как минимум один не слишком опытный пилот, ошибка которого может погубить самые блестящие выступления его напарников.
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность