Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Интервью Берни Экклстоуна Нико Росбергу
В беседе с чемпионом 2016 года Нико Росбергом Берни Экклстоун говорил об успехе, счастье, машинах и современной Формуле 1.
Вопрос: Вы один из самых успешных людей в мире. Вы сделали Формулу 1 глобальным спортом. Что послужило для вас стимулом добиться таких целей?
Берни Экклстоун: Я не отличаюсь от многих других: когда что-то начинаешь, то хочешь довести это дело до конца, не прерываясь.
Вопрос: Многие успешные люди говорили, что никогда не концентрировались на деньгах – и вы тоже. Вас больше привлекала любовь к заключению сделок?
Берни Экклстоун: Совершенно верно. Если бы вы о чем-то меня попросили, то я делал всё, что от меня зависит. Кроме того, мне нравилось понимать, что я отлично выполнил свою работу. Это доставляет удовольствие.
Вопрос: Вы стремились получить признание окружающих?
Берни Экклстоун: Нет. Я не хотел, чтобы кто-то что-то говорил. Если мне отдают должное – хорошо, но я не хотел, чтобы об этом постоянно говорили. Все бизнесмены добились успеха, потому что им улыбнулась удача. Все говорят, этот человек – настоящий гений, если достиг этого. Нет, нам просто повезло – вот и всё. Это тот случай, когда оказался в нужном месте в нужное время. Когда получаешь шанс, им надо воспользоваться. Столько людей говорят, что тоже могли бы это сделать, что это была их идея, но они этого не сделали, а те, кто берется за то или иное дело, добиваются успеха.
Вопрос: Вы сами были гонщиком – вы любили спорт? Или так получилось, что у вас появился шанс заняться этим делом?
Берни Экклстоун: Всё началось, когда я купил команду Brabham – тогда я стал работать со всеми командами.
Вопрос: Вы один из лучших переговорщиков. В чем ваш секрет успеха?
Берни Экклстоун: Сначала надо завоевать доверие людей. Я могу ездить по всему миру и заключать сделки, обменявшись рукопожатием. Так заключены многие крупные сделки.
Затем эти люди говорили, что нужен контракт – иначе они не смогут выполнить условия сделки. Так происходило со мной много раз. По-моему, важнее то, что если заключаешь с кем-то сделку и понимаешь, что допустил ошибку, то не надо жаловаться – надо продолжать работу.
Вопрос: Насколько важен первый шаг? Когда называется первая цена, то на неё опирается всё остальное. Разве не так?
Берни Экклстоун: Я так не думаю. Всё так же, как на деловых встречах: я не уверен, что перед встречей её участники понимают, чего хотят достичь.
Вопрос: Вы же точно знаете, чего хотите достичь?
Берни Экклстоун: Я стараюсь объяснить партнерам, что знаю, чего мы хотим достичь. Но когда мы уходим со встречи, не всегда бывает так, что мы оба представляем себе желаемую цель.
Вопрос: Вы допускали какие-либо ошибки в своей жизни? Возможно, было неправильно переписать своё состояние бывшей жене?
Берни Экклстоун: В этом нет ничего плохого. Я переписал на неё всё, что у меня было, чтобы она могла этим распоряжаться в случае моей болезни или смерти. Но я отдал ей только акции, а сам продолжал управлять компанией.
Вопрос: Деньги сделали вас счастливее?
Берни Экклстоун: Нет. Я никогда не стремился делать деньги – они пришли сами. Я всегда хотел как можно лучше выполнить свою работу и рад, что она принесла деньги. Это показывает, насколько хорошо я со всем справился.
Вопрос: Значит, счастье для вас – заключать интересные сделки?
Берни Экклстоун: Да, а также встречи с интересными людьми – это важнее.
Вопрос: Помощь нуждающимся – это тоже счастье?
Берни Экклстоун: Да. Если понимаешь, что можешь кого-то сделать счастливым – это хорошо и для тебя. Это помогает тебе тоже чувствовать себя счастливым.
Вопрос: Чего вы боитесь в жизни?
Берни Экклстоун: Ничего. Если кто-то захочет меня убить или навредить мне, то он это сделает.
Вопрос: И вы не боитесь сложностей, которые случаются в жизни каждого?
Берни Экклстоун: Я не помню такого… Впрочем, у меня был сложный период, когда я подвергся судебному преследованию в Германии и мог бы надолго сесть в тюрьму. Слушанья продолжались четыре месяца. Я знал, что невиновен, поэтому не волновался, но всё равно должен был это выдержать. Мне хотелось бы, чтобы всего этого не было.
Вопрос: Поговорим о Формуле 1. Если бы вы продолжали ей управлять, что бы сделали в 2021-м, когда вступит в силу новый регламент? Некоторые из проблем, требующих решения, это недостаток обгонов и предсказуемость гонок. Вы согласны?
Берни Экклстоун: Я очень долго занимался Формулой 1, и все эти разговоры об обгонах ходят не первый год.
Вопрос: Да, но нормального решения этой проблемы так и не придумали. Смотреть гонки MotoGP гораздо интереснее, потому что там происходит гораздо больше событий на трассе.
Берни Экклстоун: Если бы вы гонялись на мотоциклах, то вам бы показалось, что там легко обгонять. Я считаю, что нам не нужно менять Формулу 1. Как известно, я против всякой ерунды, вроде того, чтобы говорить гонщикам, что надо делать, а что – нет. Пусть они делают, что хотят.
Вопрос: Эффективная аэродинамика мешает обгонять. Что бы вы с ней сделали?
Берни Экклстоун: Всё зависит от технического регламента. Проблема в том, что все инженеры хотят добиться побед как можно быстрее. Если бы мне пришлось принимать решение, я сказал бы: «Вот регламент, и вы сами решаете, выступать ли в чемпионате или нет».
Важный момент – правила не должны меняться в течение трех лет, потому что когда начинаешь строить машину и видишь, что кто-то сделал лучше, то копируешь эти идеи. В итоге на следующий год борьба может получиться интереснее.
Вопрос: Вы хотели бы стандартизировать моторы?
Берни Экклстоун: Это делать нельзя.
Вопрос: Что вы думаете об идее ограничить расходы?
Берни Экклстоун: Нельзя заставить людей перестать тратить их деньги – они всё равно найдут способ это делать.
Вопрос: Значит, это бесполезная идея?
Берни Экклстоун: Совершенно верно. Мы попробовали её реализовать несколько лет назад, но она не сработала. В FIA предприняли такую попытку во времена Макса Мосли. Затем то же самое попытался сделать Жан Тодт, но затем, внимательно оценив обстановку, понял, что это невозможно.
Вопрос: Когда Формула 1 перейдет на электродвигатели? Это неизбежно, ведь весь мир на них переходит…
Берни Экклстоун: Надо признать, что Формула 1 – это развлечение. Если появится регламент, утверждающий, что на Формуле 1 должны стоять электрические двигатели, то команды их сделают.
Вопрос: Проблема в том, что у Формулы E есть права на использования электрических моторов, и Формула 1 не может на них перейти в ближайшие 25 лет.
Берни Экклстоун: Я в это не верю.
Вопрос: Но это правда – об этом недавно говорил Алехандро Агаг. Вообще, что вы думаете о Формуле E? В своё время вы сказали, что этот проект никогда не сработает – теперь вы изменили мнение?
Берни Экклстоун: У меня есть сомнения, что там сейчас всё нормально работает – по-моему, Формула E может стать гораздо лучше. И дело не в том, был ли я тогда прав или нет – это вопрос развития технологий. В чем была проблема? В аккумуляторах. Но теперь всё гораздо лучше, чем раньше. Гонки становятся интереснее.
Вопрос: Если вернуться к разговору о Формуле 1, что вы думаете об уходе Фернандо Алонсо? Считаете ли вы его одним из величайших гонщиков или нет?
Берни Экклстоун: За рулем – конечно, он один из величайших гонщиков. Но в других областях жизни он действовал не лучшим образом. Я назову еще одного парня. Стирлинг Мосс был фантастическим гонщиком, но не завоевал ни одного титула. Он мог это сделать, но у него не вышло по тем же причинам, что у Алонсо – у него никогда не было правильной машины в нужный момент.
Вопрос: Он принимал неправильные решения – поступил как патриот и выступал в британской команде. А в случае с Фернандо – топ-команды не хотят с ним работать, потому что он доставляет много проблем.
Берни Экклстоун: Я не знаю, доставил ли он столько проблем какой-нибудь из команд, чтобы ему сказали, что не хотят с ним работать. Возможно, он получил плохой совет и пошёл по неправильному пути.
Вопрос: Значит, дело в плохом менеджере? Я шучу, ведь Флавио Бриаторе – ваш друг!
Берни Экклстоун: Я не думаю, что Флавио был его менеджером и сомневаюсь, что он ему навредил.
Вопрос: Когда я объявил о завершении карьеры, вы шепнули мне на ухо, что я принял верное решение. Мне всегда было интересно, почему вы так сказали?
Берни Экклстоун: Потому что вы приняли решение.
Вопрос: Это было идеальное завершение карьеры в Формуле 1…
Берни Экклстоун: Да, ведь никогда не знаешь, что произойдет в будущем.
Вопрос: Что вы думаете о переходе Даниэля Риккардо в Renault?
Берни Экклстоун: Я удивился.
Вопрос: Возможно, проблема в Максе Ферстаппене – это очень талантливый гонщик, и тяжело быть его напарником.
Берни Экклстоун: Я сомневаюсь, что кто-то из современных чемпионов мира хотел бы работать с ним. По-моему, Максу было бы гораздо сложнее найти место в топ-команде, чем Фернандо. Не думаю, что в Ferrari или в Mercedes были бы ему рады. Уверен, что Себастьян Феттель или Льюис Хэмилтон не хотели бы с ним работать.
Вопрос: Кому достанется титул: Себастьяну или Льюису?
Берни Экклстоун: Сейчас мне кажется, что лучшая машина у Ferrari. Я считаю, что Льюис и Себастьян выступают на равных. Возможно, титул выиграет Феттель.
Вопрос: Я поставил бы на Льюиса.
Берни Экклстоун: Это очевидный выбор.
Вопрос: В Ferrari допускают столько ошибок!
Берни Экклстоун: В этом проблема. По-моему, их машина лучше. В Ferrari больше привыкли к поражениям, чем в Mercedes. Им проще проигрывать. Возможно, Ferrari поможет тот факт, что теперь в команде более спокойная атмосфера и руководитель может сделать то, что раньше ему не удавалось.
Вопрос: Поговорим о Ники Лауде, который восстанавливается после трансплантации легких. Вы как-то сказали, что если есть человек, способный вернуться к обычной жизни после такой операции, то это Ники…
Берни Экклстоун: Ему не надо было так быстро возвращаться в гонки после той аварии на Нюрбургринге в 1976-м. Тогда я подошёл к нему после первой тренировки в Монце. Когда он снял шлем, по его лицу текла кровь. Но это Ники: он не жаловался, не вернулся домой, а выступил в квалификации. Он уникальный человек.
Вопрос: У вас потрясающая коллекция машин, но я читал, что вам не нравятся автомобили. Зачем вы их коллекционируете?
Берни Экклстоун: Я хотел собрать лучшую по моему мнению коллекцию машин Формулы 1. Но я не хожу её смотреть.
Вопрос: Тогда в чем смысл?
Берни Экклстоун: Как и большинство коллекционеров – хочется думать, что соберешь лучшие образцы. Возможно, это правильно. У многих есть удивительные коллекции разных машин…
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность