Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Гран При Тосканы: Пресс-конференция в четверг
Пресс-конференция FIA в четверг вновь была виртуальной – гонщики всех команд по очереди отвечали на вопросы ведущего, начиная от Williams до Mercedes. Мы цитируем их в обратном порядке...
В четверг в Муджелло Льюис Хэмилтон говорил о своей команде в Extreme E, заботе об экологии и о решении Aston Martin пригласить Себастьяна Феттеля...
Вопрос: Льюис, в минувший понедельник газеты по всему миру вышли с новостями о сумасшедшей гонке в Монце. Как вы оцениваете тот уик-энд?
Льюис Хэмилтон: Он сложился не так уж и плохо. Конечно, мы не добились результата, ради которого старались изо всех сил, но в любой ситуации можно найти плюсы, мы многому научились. Будем двигаться дальше и постараемся не повторять тех ошибок, что допустили в Монце.
Вопрос: В команде внедрили какие-то новые процедуры, чтобы избежать повторения ошибки с въездом на пит-лейн под запрещающий сигнал?
Льюис Хэмилтон: Конечно, причём постарались сделать это максимально быстро. В этом положительный эффект ошибок – после них команда становится ещё сильнее.
Вопрос: Льюис, на этой неделе мы узнали, что вы решили основать собственную команду в новой серии Extreme E, в которой используются электрические внедорожники. Скажите, вы давно искали для себя нечто подобное? Экологическая направленность новой серии совпадает с вашими взглядами на экологию, верно?
Льюис Хэмилтон: Да, как раз об этом я говорил. Практически каждый спортсмен сотрудничает с одним или несколькими брендами, мне хотелось стать частью некоего абсолютно нового, перспективного проекта. В будущем я хочу стать руководителем собственной компании, владение командой – шаг на пути к этой цели. Кроме того, мне близки цели, которые ставят перед собой организаторы Extreme E. Уверен, это будет потрясающий опыт! Мы много работали над этим проектом, у нас были очень конструктивные переговоры с руководителем серии Алехандро Агагом – с нетерпением жду начала сезона!
Я обязательно прокачусь как-нибудь на машине своей команды, раз уж я владелец! В Формуле 1 в далеком прошлом встречались примеры, когда гонщик был владельцем команды, за которую выступал – я говорю о Сэре Джеки Стюарте. Я многому научился у Тото Вольффа и, хочется верить, смогу хорошо руководить коллективом. Здорово, что в Extreme E придерживаются принципов разнообразия – я давно говорю, что в автоспорте должно быть больше гонщиц, а в Extreme E наличие гонщицы в составе команды – обязательное требование. Владея командой в этой серии, я могу внести свой вклад в борьбу за равноправие и разнообразие в спорте, это очень воодушевляет.
Вопрос: Планируете ли вы лично участвовать в гонках Extreme E?
Льюис Хэмилтон: Нет.
Вопрос: То есть, просто прокатитесь на их машине как-нибудь?
Льюис Хэмилтон: Возможно, да!
Вопрос: Льюис, недавно в Instagram вы разместили фото Mercedes EQS и написали, что хотели бы использовать свой статус гонщика Формулы 1, чтобы реализовать как можно больше изменений в сфере экологии. Можно ли сказать, что тема экологии интересна вам в долгосрочной перспективе, что вы будете заниматься ей и после того, как завершите карьеру?
Льюис Хэмилтон: Конечно, да. Для себя я давно сделал выбор в пользу экологии, это выбор на всю жизнь. Согласен, непросто поддерживать образ человека, заботящегося об окружающей среде, когда каждый уик-энд гоняешься на машине с бензиновым двигателем, но я мог бы рассказать людям о том, какой углеродный след сейчас оставляет после себя Формула 1, и какие усилия предпринимаются, чтобы снизить объем выбросов.
Своим постом в Instagram я хотел сказать, что многое изменил в свой повседневной жизни. Из всех своих машин я езжу только на EQS и Smart Electric, а когда вызываю такси из аэропорта, прошу прислать мне электромобиль. Правда, не во всякий электромобиль помещается мой багаж, но скоро у Mercedes появится модель EQV, электрический микроавтобус Viano – это решит проблему!
Продолжая заниматься любимым делом – гонками, я прилагаю максимум усилий, чтобы привлечь внимание всех в Формуле 1 к вопросам экологии, так как есть немало областей, в которых мы можем добиться прогресса и снизить негативное влияние на окружающую среду. Пока я выступаю в Формуле 1, у меня гораздо больше влияния на ситуацию, чем будет после завершения карьеры.
Вопрос: Льюис, как вы восприняли новость о том, что Себастьян Феттель продолжит карьеру в Aston Martin? Полагаете, с новой командой четырехкратный чемпион мира вновь будет сражаться за высокие позиции? И еще один вопрос: что вы думаете о трассе в Муджелло?
Льюис Хэмилтон: Скажу честно, я давно считал, что такой вариант будет идеальным для Себастьяна, и очень обрадовался, когда узнал о его контракте с Aston Martin. С новыми владельцами эта команда уже добилась колоссального прогресса, им по силам и дальше прибавлять в скорости.
Возможно, я выражу субъективное мнение, но в Формуле 1 опыт значит очень много. С Ferrari у Себастьяна было несколько непростых лет, но он четырехкратный чемпион мира и способен помочь Aston Martin ещё эффективнее дорабатывать машину. Такую возможность нельзя упускать, и в Aston Martin сработали блестяще, заполучив себе Себастьяна. Конечно, досадно за Серхио Переса, но он отличный гонщик и, надеюсь, найдет для себя вариант.
Вопрос: Что скажете о трассе в Муджелло?
Льюис Хэмилтон: Знаете, я раньше никогда не был в Тоскане. Когда-то у меня были планы приехать сюда на дегустацию местных вин, но как-то не сложилось.
Вопрос: Так может попробуете местные вина сегодня вечером?
Льюис Хэмилтон: Отличная идея! Завтра мои результаты будут еще лучше! (смеётся)
Было здорово приехать в Муджелло сегодня. После тренировок на симуляторе я имел представление о конфигурации, но оказавшись здесь вспомнил себя в картинге, когда я так же приезжал на незнакомый автодром, зная, что должен выучить последовательность поворотов! А местные дороги, постройки – здесь всё очень красиво!
Вопрос: Это 1000-й Гран При в истории Ferrari. Что вы думаете об итальянской команде, что помните о ней из своего детства? И еще один вопрос: планируете ли вы прогуляться по трассе, так как ранее не выступали здесь?
Льюис Хэмилтон: Прогулка по трассе? Нет, я предпочитаю знакомиться с конфигурацией, когда выезжаю из боксов в пятницу, так интереснее!
Не знаю, что сказать вам о Ferrari. Эта команда многое сделала для Формулы 1, она уважаема и любима миллионами людей по всему миру. Без Ferrari Формула 1 не была бы такой, какой мы знаем её сейчас, этот бренд всегда должен быть представлен в чемпионате – надеюсь, в скором времени они станут более конкурентоспособными, и мы снова будем бороться с ними за победы.
Вопрос: В детстве вы наблюдали за победами Ferrari?
Льюис Хэмилтон: Да, ведь я смотрел гонки по телевизору, когда Михаэль Шумахер выигрывал титул за титулом.
Вопрос: Льюис, трасса в Муджелло получила возможность принять этап чемпионата в силу уникальной ситуации с пандемией, и маловероятно, что Формула 1 вернется сюда в ближайшие годы. В Формуле 1 вы побеждали на 26 разных трассах, это абсолютный рекорд. Насколько вам хочется записать на свой счёт победу в Муджелло?
Льюис Хэмилтон: Вы знаете, я не из тех, кто гонится за рекордами. Я уже не помню некоторые из своих гонок, для меня это просто очередной этап. Надеюсь, у меня останутся приятные воспоминания об уик-энде в Тоскане – к сожалению, нам нельзя отлучаться с автодрома, но я планирую прогуляться вечером с моим псом Роско и хотя бы издалека полюбоваться безумно красивыми старинными зданиями.
Не знаю, насколько мне понравится сама трасса, но я точно получу удовольствие от самого процесса изучения конфигурации – это всегда интересный вызов! Я не смогу сказать вам, насколько хороша трасса, пока не проеду по ней несколько кругов.
Вопрос: Льюис, Пьер Гасли сказал, что нередко спрашивал вашего совета и многому у вас научился. Насколько вам приятно слышать такое от молодых гонщиков, и каким примером вы хотели бы для них быть?
Льюис Хэмилтон: Для меня большая честь, если ко мне обращаются за советом. Конечно, у меня нет ответов на все вопросы, но хорошо, если я каким-то образом помогаю молодым гонщикам выступать лучше. В Формуле 1 выступают по-настоящему талантливые, конкурентоспособные гонщики, потому особенно удивительно и приятно, когда кто-то, с кем ты соперничаешь на трассе, обращается к тебе за советом. Притом между всеми нами присутствует абсолютное взаимоуважение.
Я дебютировал в Формуле 1 в 22 года и знаю, как трудно приходится молодым гонщикам, как непросто через взлёты и падения расти как спортсмен и как личность. У меня нет рецептов на все случаи жизни, я могу лишь поделиться своим опытом, мнением, притом гонщики не обязаны следовать моим советам, у каждого свой путь.
Я рад за Пьера. Уверен, ему потребовалось несколько дней, чтобы прочувствовать свою победу, но уже завтра он оставит те радостные эмоции и вновь будет усердно работать на результат.
Вопрос: Льюис, позвольте еще несколько вопросов о вашей команде X44 в серии Extreme E. Как обстоят дела с подготовкой к сезону? Насколько укомплектован штат?
Льюис Хэмилтон: Знаете, процесс только начинается, но мы уверены, что у нас всё получится. Мы провели переговоры с организаторами серии, получили их одобрение и объявили о создании команды. Мы создали страницу в социальной сети, сняли видеоролик, а сейчас работаем над комплектованием штата, стараясь создать возможности для представителей небольших социальных групп, которые сейчас слабо представлены в паддоке.
Мы рассчитываем, что совместно с Королевской инженерной академией в Лондоне сможем выявить и устранить социальные барьеры, а еще я надеюсь, что у нас получится утвердить специальную стипендию для молодых талантливых специалистов. Если говорить о гонщиках, я пока не определился, приглашать ли опытного спортсмена, или дать шанс молодым. Процесс формирования команды очень интересный, надеюсь, у меня получится лично приехать на один из этапов сезона Extreme E!
Вопрос: Насколько досадным получился для вас уик-энд в Монце?
Валттери Боттас: Конечно, он был далек от идеала. Сумасшедшая гонка, но я и команда многому научились. Меня подвело то, что силовая установка сильно нагревалась – очевидно, в команде выбрали экстремальные параметры работы, но выводы мы уже сделали.
Вопрос: Должно быть, после неудачного уик-энда особенно приятно всего через неделю начать очередной этап, притом на совершенно новой для чемпионата трассе?
Валттери Боттас: Конечно, приятно вернуться в кокпит и начать очередной уик-энд – с нетерпением жду выезда на трассу!
Вопрос: Работа бок о бок с Льюисом Хэмилтоном помогла вашему прогрессу? Над какими областями вам пришлось особенно поработать, чтобы не уступать напарнику в скорости?
Валттери Боттас: Безусловно, моему прогрессу помогло то, что я выступаю в одной команде с Льюисом – я многому у него научился. Сражение с ним заставляет меня выкладываться на пределе, вновь и вновь превосходить себя, но не могу сказать, что я работал над каким-то одним аспектом. В спорте всё решают мельчайшие детали, я всегда стараюсь стать лучше и как гонщик, и как личность. Быть напарником Льюиса – отличная мотивация к прогрессу, он вынуждает меня снова и снова превосходить предел, и мне это нравится!
Вопрос: Это 1000-й Гран При в истории Ferrari. Какое место занимает итальянская команда в истории чемпионата, и что вы помните о ней из своего детства?
Валттери Боттас: Ferrari занимает особое место в истории Формулы 1, а 1000-й Гран При – впечатляющая веха! Уверен, в будущем они вернутся в первые ряды. Сейчас им очень непросто, но они сделают выводы из собственных ошибок и добьются прогресса.
Вопрос: Планируете ли вы прогуляться по трассе, где никогда ранее не выступали?
Валттери Боттас: Я пока не совершил прогулку, но успел прокатиться на велосипеде. Я приезжал в Муджелло на тесты в 2012 году, так что какое-то представление о трассе у меня есть.
Вопрос: Вы также ездили на дорожной машине по трассе в Имоле. Какое мнение вы составили о той трассе, и насколько захватывающей она покажется с машиной Формулы 1?
Валттери Боттас: Трасса в Имоле такая же красивая, как в Муджелло, но гоняться там тоже будет интересно. По характеристикам эти две трассы во многом схожие, но Имола ещё более узкая, там нет права на ошибку, так как некоторые зоны безопасности слишком малы. Благодаря сочетанию разных поворотов и перепаду высот конфигурация в Имоле очень техничная, будет интересно проезжать круг за кругом, подмечать все особенности и прибавлять в скорости. Если вернуться к Муджелло, с 2012 года, когда я приезжал сюда на тесты, машины сильно изменились – в этот раз ощущения от пилотажа должны быть еще лучше!
Вопрос: Обычно, когда Mercedes сталкивается с проблемами, вам удаётся этим воспользоваться – вы уже смогли разобраться, что же пошло не так в Монце?
Макс Ферстаппен: Было ли там хоть что-нибудь, что сложилось так, как надо? Прежде всего нам не хватало скорости. Мы понимали, что нас ждёт сложная квалификация, поэтому 5-й результат в субботу меня устроил. Но затем старт гонки был не лучшим, это произошло из-за перегрева, и на первом круге я не хотел рисковать, когда ехал то ли седьмым, то ли вообще восьмым. Не помню.
Потом я просто застрял в этом поезде из машин, когда все гонщики пользовались системой DRS, поэтому я мало что мог предпринять и просто ехал позади Валттери Боттаса, а его машина быстрее моей, поэтому держаться вплотную за ним было трудно.
Потом, конечно, на трассе появился автомобиль безопасности, а нам не позволяли ехать в боксы, поскольку перед въездом на пит-лейн остановилась машина Кевина Магнуссена. Через какое-то время гонка была приостановлена красными флагами, и это означало, что нескольким гонщиками, ехавшим впереди, было разрешено поменять резину. В общем, всё пошло не так.
А после рестарта на моей машине начал перегреваться двигатель, из-за чего я вынужден был сойти с дистанции.
Вопрос: Монца – весьма специфический автодром, но в этот уик-энд гонка пройдёт в Муджелло, это новая для Формулы 1 трасса – как вы полагаете, может быть, она лучше подходит вашей машины RB16?
Макс Ферстаппен: Думаю, хуже, чем в Монце, быть просто не может, так что здесь всё пройдёт удачнее, и мы должны будем вернуться на нормальные позиции – позади Mercedes. Разумеется, это новая трасса, поэтому сначала надо понять, что у нас с настройками. Понятно, что придётся вносить какие-то коррективы, но я вполне уверен, что уик-энд в Муджелло может пройти неплохо.
Вопрос: Алекс, в своё время вы здесь выступали в Формуле Renault – можете поделиться какими-то соображениями, чего можно ждать, когда вы будете ездить в Муджелло за рулём машины Формулы 1?
Александер Элбон: Полагаю, физические нагрузки здесь будут самыми высокими в этом году, а, может быть, и вообще в Формуле 1. Наверное, ниже 4-й передачи мы здесь переключаться не будем, так что должно быть весело. Особенно это скажется на шее – не сомневаюсь, мы это почувствуем.
Но трасса здесь классная. Как я уже говорил, здорово, что в чемпионат возвращаются трассы старой школы, у которых богатая история и свой особый характер. На новых автодромах иногда этого не хватает.
Вопрос: Алекс, скорее всего, уик-энд в Монце вам хочется поскорее забыть. Есть ли уверенность, что здесь, в Муджелло, вам удастся вновь добиться прогресса, который вы продемонстрировали в Спа пару недель назад?
Александер Элбон: Если честно, даже в Монце уик-энд складывался довольно позитивно, за исключением воскресенья. Темп постепенно улучшается, я чувствую себя всё более уверенно за рулём машины. Конечно, в воскресенье всё получилось неудачно, но я просто стараюсь концентрироваться только на позитивных моментах и постараюсь их развить в этот уик-энд.
Вопрос: Вопрос обоим гонщикам, начнём, например, с Макса, учитывая, что у него больше опыта в Формуле 1. Как проходит процесс изучения новой трассы, такой, как Муджелло? Согласны ли вы с тем, что у неё есть нечто общее с Сузукой?
Макс Ферстаппен: Несколько недель назад я здесь побывал и проехал по трассе, поскольку раньше никогда не был в Муджелло. Это лучший способ изучать новые трассы. Можно, конечно, и на симуляторе этим заниматься, но я этого не делал.
Понятно, что я ехал на более медленной машине, но всё равно ощущения были вполне нормальные. Важно было начать подготовку заранее, тем более что некоторые гонщики выступали здесь в прошлом. Но я ездил здесь целый день и думаю, что в этот уик-энд всё сложится неплохо. Что касается сравнения с Сузукой, то здесь тоже очень высокие скорости, но всё-таки эти трассы отличаются друг от друга, и конфигурация в Муджелло совсем иная. Но мне нравится, что здесь высокие скорости.
Вопрос: А на чём вы здесь ездили?
Макс Ферстаппен: На машине класса GT.
Вопрос: Алекс, а вы как готовитесь к гонкам на новых трассах?
Александер Элбон: Я работал на симуляторе, чтобы освоиться на этой трассе и набрать скорость. Это всегда непросто, поскольку ваш прежний опыт тут не помогает. Конечно, я посмотрел какие-то видеозаписи, сделанные бортовыми камерами машин, ездивших по этой трассе. Но записей, сделанных в Муджелло с машин Формулы 1, не так много.
Вопрос: Макс, последняя новая трасса, которую вы изучали вместе с Red Bull – это Baku City Circuit, что было в 2016 году. Удаётся ли более-менее правильно настроить машину в ходе подготовки к гоночному уик-энду на таких трассах? И сколько времени нужно лично вам, чтобы освоиться?
Макс Ферстаппен: Конечно, в плане настроек всегда есть над чем работать, но в целом мы стараемся как максимально приблизиться к оптимальным настройкам, однако на разных трассах это удаётся по-разному. Надеюсь, для того, чтобы адаптироваться, мне не понадобится слишком много кругов.
Вопрос: Макс, а вы собираетесь знакомиться с другими новыми трассами, например, с Имолой или Портимао, используя тот же метод – за рулём машины класса GT?
Макс Ферстаппен: Я выступал на всех остальных трассах, за исключением Стамбула. Необязательно применять именно этот метод, тем более что в основном они зарезервированы, и найти свободный день для этого очень сложно. Может быть, у нас получится что-то организовать, но не факт.
Вопрос: Что можно сказать об уровне прижимной силы, которая требуется для Муджелло, ведь здесь есть и длинная прямая, и скоростные повороты?
Александер Элбон: Судя по расчётам, она должна быть на среднем уровне – пожалуй, где-то между Барселоной и Спа. Или Сильверстоуном. Здесь длинная прямая перед 1-м поворотом, но, конечно, ещё надо найти правильный баланс для прохождения скоростных поворотов и выяснить, можно ли их преодолевать на полном газу или нет. Предвижу, что нас ждут некоторые сложности.
Понятно, что скорости здесь высокие, но более точно можно будет ответить только после того, как мы начнём работать на трассе.
Макс Ферстаппен: Пока мы просто осматриваемся на трассе и стараемся представить, как всё будет, но всё зависит от того, с какими скоростями мы сможем проходить быстрые повороты. Надеюсь, всё это мы выясним на завтрашних тренировках.
Вопрос: Алекс, как вы восприняли итоги гонки в Монце, где на подиум поднялись гонщики, которые редко финишируют в первой тройке, а Пьер Гасли одержал свою первую победу? Вам было обидно, что вы не были в их числе?
Александер Элбон: Понятно, что подняться на подиум хочется всегда, тем более, когда появляются реальные возможности из-за того, что гонщики Mercedes не могут претендовать на победу. Ты расстраиваешься, что не смог воспользоваться ситуацией. Но я был не единственный, кто лишился шансов на успех, чья гонка по тем или иным причинам сложилась неудачно.
Вопрос: Когда в прошлом году вы перешли из Toro Rosso в Red Bull Racing, почувствовали ли вы дополнительный прессинг? Сказалось ли это на ваших результатах? Помнится, Кристиан Хорнер тогда говорил о негативном влиянии прессинга на работу Пьера…
Александер Элбон: Нет. Конечно, когда ты переходишь в топ-команду, тебе самому хочется добиться успеха, поскольку у тебя появляется возможность бороться за победы и подиумы. Но что касается дополнительного прессинга, то он скорее связан только с твоим собственным желанием проявить себя, больше ни с чем. Если честно, я не почувствовал особой разницы.
Вопрос: В какой мере подготовка к уик-энду в Муджелло отличалась от обычной, предшествующей гонкам на хорошо известных вам трассах? Полезно ли было посмотреть гонку MotoGP на этой трассе, чтобы понять, где расположены точки обгонов, почувствовать ритм, который здесь требуется? Или в случае с Формулой 1 всё совсем по-другому?
Макс Ферстаппен: По-моему, на мотоцикле здесь можно обгонять вообще в любом повороте. В Формуле 1 всё иначе, мы используем другие траектории. Как я уже говорил, для меня важнее было самому проехать по этой трассе и получить о ней первое представление. Но завтра нас ждёт более важный день, нам предстоит лучше понять особенности трассы и почувствовать, как ведёт себя машина.
Александер Элбон: Согласен с Максом, на двух колёсах всё по-другому, а в нашем случае иные не только траектории, но и сами навыки пилотирования. Нам в этот уик-энд будет намного сложнее обгонять, чем гонщикам MotoGP.
Вопрос: Себастьян, как вы можете прокомментировать подписанный контракт?
Себастьян Феттель: Мне кажется, что я принял правильное решение. Я много думал о своём будущем, о том, что будет лучше для меня. Анонс о контракте получился коротким, но я рад, что теперь все это знают. Вероятно, теперь многие вопросы закрыты, а если нет, то я готов ответить. Затем мне нужно вернуться к текущей работе, а после завершения сезона готовиться к следующему году.
Вопрос: Насколько легко было принять решение подписать контракт с Racing Point?
Себастьян Феттель: Решение далось непросто. Последние недели и месяцы получились довольно напряжёнными. Я оказался в новой для себя ситуации, но с первого дня чувствовал, что хочу остаться в Формуле 1. По ходу сезона форма команды становилась всё более очевидной, и такие результаты привлекали меня, тем более, что грядущие перемены в правилах уравняют шансы.
Впервые команда сможет претендовать на высокие позиции, поскольку у неё будет столько же денег, сколько у остальных. В этом году они показали, на что способны. Со своей стороны я готов всячески помогать. Я очень взволнован и с нетерпением жду начала работы.
Новость о контракте была опубликована довольно быстро после подписания. Вчера вечером Серхио выступил со своим объявлением, и с нашей стороны было правильно не затягивать с анонсом.
Вопрос: Вы воодушевлены предстоящим переходом?
Себастьян Феттель: Разумеется, но я всё ещё выступаю за Ferrari, и команде предстоит важный уик-энд. Я хочу максимально хорошо сделать свою работу, но при этом меня очень увлекает будущее. Время покажет, но у меня хорошее предчувствие.
Я довольно давно знаю некоторых людей в Racing Point, результаты этого года обнадёживают, и предстоящие перемены в Формуле 1 настраивают на оптимизм. Aston Martin возвращается в Формулу 1, и я рад, что стану частью этого проекта.
Вопрос: На сколько лет рассчитан контракт? Вас обнадёживает тот факт, что команда пользуется поддержкой Mercedes?
Себастьян Феттель: Во-первых, детали контракта мы не раскрываем. Во-вторых, у Mercedes сейчас преимущество над всеми, которое сохранится не только в следующем году. Но меня ждёт интересный вызов.
Конечно, я хочу бороться в первых рядах, а не позади, и считаю, что команда даст мне такую возможность. Команда готова расти и двигаться дальше – я рад, что мы сделаем это вместе. В следующем сезоне заработают бюджетные ограничения, так что мы сможем оценить, как они работают в реальности. В этом сезоне команда уже в гораздо лучшей форме, чем в прошлые годы. Команда растёт, тогда как другим придётся уменьшать свои размеры – многие вещи вселяют в меня уверенность, но только время расставит всё по своим местам.
Сейчас я считаю, что принял верное решение. У нас захватывающий проект, и я уверен, что мы будем бороться за хорошие результаты в ближайшем будущем. Что готовит нам более отдалённое будущее – узнаем позднее.
Вопрос: Ведя переговоры, вы беседовали не только с Лоуренсом Строллом и Отмаром Сафнауэром, но и с другими сотрудниками? Вы смогли оценить потенциал команды?
Себастьян Феттель: У команды большой потенциал для роста, а такие перспективы всегда завораживают. Я проявил должную осмотрительность, оценивая результаты команды и её потенциал. Конечно, я знаю некоторых людей из команды – я больше десяти лет знаком с Отмаром. Я задавал вопросы и остался доволен ответами.
Вторым вопросом, на который мне нужен был ответ, это чего хочу именно я, каким я вижу своё будущее в Формуле 1. Когда эти вопросы прояснились, я понял, что должен делать.
Вопрос: В Ferrari выяснили причину отказа тормозов в Монце?
Себастьян Феттель: Расследование продолжается. Мы поняли, что случилось – тормоза перегрелись, особенно задние. Мы заметили неисправность за несколько кругов до схода, попытались её исправить, но тормоза отказали. Это стало сюрпризом. Нужно разобраться с причиной отказа и перегрева.
Как я сказал, расследование продолжается, но мы вполне уверены, что такое больше не повторится. На самом деле мне повезло, поскольку отказ тормозов в Монце особенно неприятен, но обошлось.
Вопрос: Вас не беспокоит, что в 2022-м команде придётся самостоятельно разрабатывать машину?
Себастьян Феттель: В последние недели было много разговоров на эту тему, но они не играют для меня большой роли, поскольку я убеждён в силе команды. В прошлые годы, не имея больших денег, команда выступала на уровне более богатых соперников. Я считаю, что у команды достаточно смелости, чтобы доказать, что люди ошибаются
Даже учитывая то обстоятельство, которое вы упомянули, я не думаю, что это как-то повлияет на Racing Point, поскольку у команды огромный потенциал роста. Я рад, что присоединюсь к ним со всем своим опытом. Я буду помогать команде, чтобы мы занимали как можно более высокие позиции. Конечно, я не умею предсказывать будущее, но надеюсь и верю в команду. Думаю, им многое по силам – впервые у них есть всё необходимое.
Вопрос: Насколько вы были близки к уходу из Формулы 1?
Себастьян Феттель: Я был близок, но не думаю, что это можно как-то измерить цифрами. Я был близок в том смысле, что мне нужно было многое обдумать и решить, какой вариант лучше для меня. Теперь я принял решение и с нетерпением жду возможности доказать, что не ошибся.
Вопрос: Вы хотите опередить Ferrari вместе с Aston Martin?
Себастьян Феттель: Я с нетерпением жду перемен, поскольку считаю, что у нас есть потенциал хорошо выступать. Таков ответ. Неважно, на каких позициях окажутся другие команды. Нужно думать о себе, решать собственные задачи, а потом уже смотреть, где находятся остальные.
У команды огромный потенциал и умные сотрудники, так что я жду возможности помочь им реализовать этот потенциал. Здорово, если у нас сразу всё получится, но возможно придётся двигаться вперёд шаг за шагом. Я жду возможности помочь и в предвкушении от предстоящего сотрудничества.
Вопрос: Теперь вы изменили своё отношение к Ferrari?
Себастьян Феттель: Я перешёл в Ferrari не для того, чтобы просто выступать за Ferrari и выигрывать гонки, а для того, чтобы выигрывать титулы. Очевидно, что у нас не получилось. Мы не стали чемпионами, но вместе пережили радостные моменты, которые я не забуду. В команде работают люди, которые мне помогают, я нашёл здесь друзей, возможно, друзей на всю жизнь. Я не жалею о годах в Ferrari – команда стала большой частью моей жизни.
Ferrari многое для меня значит, поскольку я рос на успехах Михаэля Шумахера. Конечно, я хотел добиться большего, но мы пережили как неудачи, так и моменты успеха. Сейчас для обеих сторон настало время двигаться дальше.
Вопрос: Шарль, как ваше самочувствие после аварии в Монце?
Шарль Леклер: В понедельник я прошёл медицинское обследование, которое показало, что всё в порядке. После аварии немного болела спина, но уже в понедельник всё прошло.
Вопрос: На что Ferrari может рассчитывать в Муджелло?
Шарль Леклер: Я не знаю. У меня есть предчувствие, что мы можем выступить лучше, чем на двух прошедших этапах. Надеюсь, завтра мы получим подтверждение этих предположений. В целом, этап должен сложиться лучше, но посмотрим.
Несколько месяцев назад мы приезжали в Муджелло ради съёмочного дня. Тогда я почувствовал нагрузку на шею, но с тех пор прошло уже много гонок, так что с физической точки зрения всё должно быть нормально.
Вопрос: Насколько тяжело пилотировать нынешнюю машину?
Шарль Леклер: Определённо тяжело, и картина отличается от прошлого года. У команды гораздо больше проблем, но в то же время мы учимся большему, переживая столь сложный период. Мы должны продолжать идти вперёд с высоко поднятой головой и оставаться мотивированными, что сложнее всего в данный момент. Но, честно говоря, выступление за Ferrari – сама по себе отличная мотивация, и я полон решимости.
У меня долгосрочный контракт с командой, я с нетерпением жду возможности всё исправить. Нам непросто в данный момент, но мы прилагаем максимум усилий, чтобы вернуться в лидеры. В этом сезоне я уже многому научился.
Вопрос: Карлос, в Монце вам совсем немного не хватило до победы, но вы финишировали вторым, добившись лучшего результата в карьере. Какие положительные выводы позволил сделать прошлый уик-энд?
Карлос Сайнс: В Монце всё было хорошо, кроме результата. Мне очень хотелось выиграть, я был близок к победе, но не хватило совсем немного.
Весь уик-энд складывался хорошо для команды. В гонке мы хорошо провели оба отрезка. Сложно поверить в разочарование от второго места, но все мы здесь хотим побеждать.
Вопрос: Ландо, вы были удивлены тем, как хорошо прошёл для команды уик-энд в Монце?
Ландо Норрис: Вряд ли перед началом уик-энда мы могли предполагать, что финишируем на втором и четвёртом месте. За неделю до этого в Спа, где тоже нужны настройки на минимальную прижимную силу, мы уступили в скорости ближайшим соперникам из Renault.
Не думаю, что можно было рассчитывать на такой результат, но мы сделали всё, что смогли – в субботу машина буквально ожила, а в воскресенье мы добились отличного результата.
Вопрос: Отмечая успех, вы разбили бутылку шампанского. Как рука?
Ландо Норрис: Всё в порядке. Думаю, это такая же бутылка Prosecco, из-за которой гонщик MotoGP порезал руку. Я пытался повторить этот трюк и тоже пострадал. Поэтому, могу подтвердить – то, что можно сделать с бутылкой шампанского, не стоит делать с бутылкой Prosecco. Небольшой удар, и «бум» – она разбилась.
Вопрос: Карлос, у вас было время отпраздновать, или вы сразу переключились на подготовку к Муджелло?
Карлос Сайнс: Надо сказать, что вечеринки сейчас выглядят иначе, чем до эпидемии, но мы всё же немного повеселились.
Вопрос: После гонки в Монце прошло несколько дней. Сейчас вы не считаете, что вам или команде нужно было действовать как-то иначе, чтобы выиграть гонку?
Карлос Сайнс: Мы всегда изучаем ход гонки, думаем о том, что могли сделать иначе, чтобы в следующий раз добиться большего.
Чем больше я изучал прошлую гонку, тем больше понимал, что мы всё сделали верно. Мы выложили все козыри. Я боролся как мог, контролировал износ шин, полностью разрядил батарею, пытаясь обогнать Пьера. Мы с командой очень сильно провели гонку, просто победа в тот день оказалась недостижима. Я смирился со вторым местом, поняв, что мы не могли добиться большего.
Вопрос: Чего вы ждёте от машины в Муджелло? Сможете проехать повороты Arrabbiata с полностью нажатой педалью газа?
Ландо Норрис: В 2015-м я гонялся здесь в итальянской Формуле 4, но с тех пор прошло много времени. У нас позитивные ожидания, но называть более конкретные цели пока рано.
Трасса скоростная. Думаю, самой низкой передачей, которую мы будет использовать в гонке, станет третья, а скорее – четвёртая. Это действительно уникальная трасса, для которой потребуются уникальные настройки.
Думаю, мы легко проедем повороты Arrabbiata с педалью газа в пол. Эта трасса продемонстрирует возможности машин Формулы 1 в быстрых и среднескоростных поворотах, но перегрузки будут высокими – нас ждёт непростой уик-энд с точки зрения физической нагрузки. Этот Гран При станет испытанием для машин и гонщиков.
Карлос Сайнс: Интересно будет узнать. На современных трассах много 90-градусных поворотов, проезжать которые не так интересно, а здесь плавная и быстрая трасса. Здорово, что такие трассы возвращаются в календарь. Думаю, гонка будет не особенно зрелищной, но гонщики получат огромное удовольствие.
Вопрос: Ландо, опыт прошлых гонок в Муджелло станет для вас преимуществом, или современные симуляторы так хороши, что все начнут уик-энд на равных?
Ландо Норрис: Я не думаю, что прошлый опыт может дать преимущество. Это было слишком давно, да и машина у меня сейчас совершенно другая.
Современные симуляторы действительно очень хороши, но решение проводить этап в Муджелло было принято относительно поздно, поэтому и виртуальная модель трассы на симуляторе была не такой точной и идеальной, как на привычных трассах.
Вопрос: Карлос, вы уже как-то готовитесь к переходу в Ferrari в следующем сезоне?
Карлос Сайнс: Нет. Вы знаете, что я предан McLaren и до конца сезона буду полностью сосредоточен на текущем сезоне. После его окончания будет время для подготовки.
Вопрос: Карлос, можно ли назвать уик-энд в Монце лучшим для вас в этом сезоне?
Карлос Сайнс: Да, пожалуй. Жаль, что не удалось выиграть гонку, но оглядываясь назад мы понимаем, что не могли добиться большего.
Мы стабильно прогрессировали по ходу уик-энда, к началу квалификации добились от машины максимальной скорости. Круг в квалификации был не идеальным, но в гонке, точнее – в двух гонках, до и после красных флагов, я сделал максимум. Я уже перевернул эту страницу и готовлюсь к предстоящей гонке.
Вопрос: Ландо, вы – большой поклонник Валентино Росси, который часто выступал в Муджелло. Вы не обращались к нему за советом?
Ландо Норрис: Нет, ведь Формула 1 серьёзно отличается от MotoGP. Я по-прежнему смотрю все его гонки, и в этот уик-энд они тоже будут гоняться. Мы поддерживаем контакт, но пока не планируем встречаться. Надеюсь, через какое-то время всё получится.
Серхио Перес: «Я узнал об увольнении только вчера, мне позвонил Лоуренс Стролл. До этого никто меня не предупреждал, хотя по косвенным признакам я понимал, что что-то готовится.
Ничего страшного. Я провёл в команде семь лет, теперь этот период завершается. Нужно хорошо выступить в оставшихся гонках, чтобы я и команда могли ими гордиться.
У меня сложилось впечатление, что в команде хотели меня оставить. За кулисами велись некоторые обсуждения, но я не стану вдаваться в подробности. Скажу лишь, что вчерашний звонок стал для меня неожиданностью.
Я хочу остаться в Формуле 1. Я ещё молод и голоден до побед. Я хочу сесть за руль быстрой машины, подписав как минимум двухлетний контракт, чтобы хорошо провести сезон 2022 года, когда в Формуле 1 изменятся правила. Предстоит многое обдумать, в ближайшее время не ждите от меня никаких заявлений, но если я не найду для себя возможностей в Формуле 1, то посмотрю и на другие гоночные серии.
Годичный отпуск? Если вы ушли из Формулы 1, вернуться потом очень сложно. Так что я скорее уйду совсем, чем в отпуск.
Моё главное достижение в этой команде? Мы не раз поднимались на подиум за рулём машины, которая не была третьей по скорости, мы сделали всё, что могли, но главным достижением я считаю участие в спасении команды и сохранение места работы для наших сотрудников, когда ей грозило закрытие».
Лэнс Стролл: «Узнав эту новость, я немного расчувствовался, ведь мы с Серхио через многое прошли за предыдущие 18 месяцев. Работать с ним невероятно здорово, я очень многому у него научился, а в этом году гоняться вообще весело, ведь у нас хорошая машина.
Сезон ещё не закончился, впереди много гонок, и у нас обоих будет немало возможностей показывать хорошие результаты и зарабатывать очки, стараясь, чтобы команда заняла 3-е место в Кубке конструкторов.
Если говорить о Себастьяне Феттеля, который присоединится к команде, то это замечательно, ведь он – гонщик с огромным опытом, в прошлом добившийся больших успехов.
Если честно, после гонки в Монце я был немного расстроен. Хотя я поднялся на подиум, у меня мог быть шанс побороться за победу, если бы я лучше провёл рестарт, но рассуждения задним числом – это всё здорово, однако реальности они не отменяют. Так что, конечно, надо радоваться подиуму, это позволило заработать немало очков – вся команда была в восторге оттого, что мы вернулись в первую тройку».
Даниэль Риккардо: «Серхио должен выступать в Формуле 1, он безусловно достоин этого, если не сказать больше. Я очень высоко оцениваю его как соперника. Как человека, с которым я хорошо поладил.
Когда я увидел Серхио в воскресенье после гонки, мне показалось, что такое заявление будет сделано в ближайшее время. Очевидно, что уже довольно поздно, но не слишком – сейчас сентябрь, у него ещё есть время найти новый контракт, но вакансий в чемпионате становится всё меньше.
Я надеюсь, что он найдёт себе место. Он ещё молод, он на год младше меня. Я желаю ему всего наилучшего и надеюсь увидеть в 2021-м».
Эстебан Окон: «Серхио оказался в непростой ситуации. Я не знаю, что происходит внутри команды, но я гонялся с ним и точно знаю, что он заслуживает места в Формуле 1.
Перес всегда был быстр и стабилен, всегда работал на команду. Он давно доказал свою силу, потенциал и скорость. Он должен быть в Формуле 1. Надеюсь, он останется».
Вопрос: В Монце вы финишировали девятым, добившись лучшего результата в сезоне. Насколько вы этим довольны?
Даниил Квят: Я доволен своим выступлением. Уже после финиша мы провели анализ и поняли, что я не мог добиться большего, учитывая стратегию, выбранную командой для меня. Как я говорил уже много раз, Пьер фантастически провёл воскресную гонку – он может наслаждаться моментом до завтрашнего утра! (смеется)
Вопрос: В Формуле Renault вы выиграли две гонки в Муджелло – и обе с поула. На какой результат вы рассчитываете в этот уик-энд?
Даниил Квят: Да, я помню, как восемь лет назад успешно провёл уик-энд. Мне нравится Муджелло, но, конечно, за рулём Формулы 1 трасса отличается от той, которую я помню по младшим сериям. Придётся всё учить заново, но трасса сама по себе классная – много быстрых шикан и поворотов. Будет весело!
Много лет подряд мы приезжаем на одни и те же автодромы, а сейчас новая трасса – это здорово. Гонщиков и инженеров ждёт интересный вызов, так что я с нетерпением жду возвращения за руль.
Вопрос: Вы видите у AlphaTauri потенциал прибавить до конца сезона?
Даниил Квят: Да, конечно. Команда постоянно модернизирует машину и старается прибавить в областях, в которых мы недостаточно хороши. Цель состоит в том, чтобы до конца сезона продолжить выжимать максимум из той машины, что есть в нашем распоряжении.
Впереди ещё много гонок и много возможностей. Как мы видели, в гонках может произойти всё, что угодно, поэтому важно пользоваться этими возможностями. Иногда бывает очень интересно.
Пьер Гасли: «Я конкурентоспособен и уже неоднократно говорил, что как и любой гонщик, хочу выступать за рулём как можно более быстрой машины, бороться за максимально возможные результаты.
Конечно, в данный момент AlphaTauri выступает на высоком уровне – мы выжимаем всё из машины, но моя личная цель – регулярно бороться за подиумы, победы и титул, если возможно. Я всегда стремлюсь сесть за руль самой быстрой из доступных машин – эта цель не меняется.
Мы пока ничего не обсуждали с Кристианом Хорнером и Хельмутом Марко. Хельмут поздравил меня в Монце, прислав сообщение. Так же поступил и Кристиан. Они оба очень рады моему успеху. Я пока не задумывался о том, как победа повлияет на моё будущее, и ничего не обсуждал с руководством команды.
В понедельник после гонки мне позвонил Себастьян. Теперь нас двое, кто побеждал за рулём машины этой команды. Он победил в 2008-м, а затем выиграл четыре титула с Red Bull.
Посмотрим, что принесёт будущее, но сейчас я просто хочу насладиться моментом. До конца сезона ещё много гонок, нужно сосредоточиться на выступлениях».
Вопрос: В Монце после рестарта вы ехали вторым, но потом начали терять позиции. После гонки вы думали о том, что можно было сделать иначе?
Кими Райкконен: Сложности возникли из-за оставшихся комплектов шин. Я стартовал на Medium, потом перешел на Hard, после чего гонку остановили. Из свежих шин у нас оставался только один комплект Soft…
Возможно, стоило бы поставить уже использовавшийся комплект Hard, но тогда сразу после рестарта меня бы обогнали многие гонщики на свежей резине. Мог ли результат быть другим? Кто знает?
Нам в любом случае не хватило бы скорости, чтобы остаться впереди, на какой бы резине мы не провели рестарт. В лучшем случае можно было надеяться на десятое место, не более. В той ситуации мы сделали всё, что возможно. К сожалению, мне не удалось продержаться на высокой позиции оставшиеся 27 кругов, так что итоговый результат оказался не очень хорошим.
Вопрос: В субботу исполнится двадцать лет с ваших первых тестов за рулём Формулы 1, которые вы провели на этой трассе. Что вы помните о тех тестах?
Кими Райкконен: Тесты запомнились, ведь я знакомился с чем-то совершенно новым для себя. Невозможно поверить, что с тех пор прошло двадцать лет – так быстро пролетело время. С другой стороны, двадцать лет – это половина моей жизни.
В тот день начался новый этап моей карьеры. Мы провели на тестах три дня, я вспоминаю их с удовольствием.
Вопрос: Вас радует появление в календаре новых трасс, вроде этой?
Кими Райкконен: Для меня эта трасса не совсем новая, я хорошо её знаю по тестам с Sauber, c McLaren, с Ferrari. Здесь часто проводили закрытие спортивного сезона Ferrari, когда мы тоже выезжали.
Гоняться в этот уик-энд будет интересно. Обгонять здесь очень сложно. Шанс есть только на торможении в первом повороте. Если соперник не допускает ошибок, атаковать в других местах невозможно – все повороты достаточно быстрые.
Завтра мы приступим к работе, постараемся найти оптимальную траекторию, заставим машину работать как можно лучше – и будем двигаться дальше.
Вопрос: Что вы думаете о том, что в Монце после красных флагов в дирекции гонки объявили старт с места, а не за автомобилем безопасности?
Кими Райкконен: Я бы предпочёл, чтобы красных флагов не было вовсе. В принципе, старт с места даёт больше шансов отыграться, так что это хорошее решение.
Антонио Джовинацци: «Интересно, что когда я начал карьеру в «формульных» гонках, то сразу отправился в Азию, поэтому лучше знаю малайзийскую трассу Сепанг, чем Муджелло! Здесь я гонялся всего один раз – в 2018 году в GT перед Ле-Маном.
Муджелло – потрясающая трасса. С утра я прошёл круг по трассе – повороты Arrabbiata 1 и 2 выглядят невероятно. Не могу дождаться, когда в пятницу сяду за руль и проеду по трассе за рулём современной машины Формулы 1.
Ни у кого из команд нет информации о трассе, большинство гонщиков никогда здесь не выступали, так что посмотрим, каких результатов мы сможем добиться.
Квалификация очень важна в этот уик-энд, поскольку обгонять в Муджелло очень сложно. Физические нагрузки на гонщиков тоже очень высокие, но мне нравятся быстрые повороты, поскольку они подходят моему стилю».
Роман Грожан: «В Монце я был искренне рад за Пьера. Честно говоря, я немного приревновал, поскольку французы очень давно не побеждали в Формуле 1, я сам три или четыре раза был близок к победе, а победил он. Но Пьер победил заслуженно, он отлично выполнил свою работу.
Для Франции его победа стала большим событием. Надеюсь, теперь болельщиков Формулы 1 у нас станет ещё больше. Хотелось бы видеть больше зрелищных гонок – таких, как в Монце».
Кевин Магнуссен: «Сейчас на рынке доступны несколько очень хороших гонщиков. В данный момент борьба за места в командах обостряется, но я не особо беспокоюсь на этот счёт. Я просто стараюсь как можно лучше делать свою работу на трассе.
За годы в Формуле 1 я усвоил одно правило – никогда ни в чём нельзя быть уверенным, поэтому садясь в машину, каждый раз ты должен выжимать из неё максимум. Посмотрим, что принесёт будущее, но мы с командой ещё не начинали переговоры. Посмотрим, как будут развиваться события».
На пресс-конференции в четверг Джордж Расселл вспоминал прошлую гонку – тот момент, когда въезд на пит-лейн закрыли для эвакуации машины Кевина Магнуссена…
Джордж Расселл: «Я увидел на табло в Parabolica большой красный крест, но не сразу понял, что значит эта сигнализация. Прежде я никогда не видел такого обозначения. Бывает, что там нарисована стрелка, когда в режиме автомобиля безопасности нам нужно проезжать через пит-лейн.
Увидев крест, я предположил, что въезд на пит-лейн закрыт. Я знал, что теоретически такое бывает, но в этом и в прошлом году мы не попадали в ситуацию, когда закрывали пит-лейн, при мне такого не было, поэтому я просто рассуждал логически.
Эти табло расположены на внешнем радиусе, чуть в стороне. Я видел видео с машины Льюиса, их действительно легко не заметить, если в этот момент вы ведёте переговоры с командой и что-то переключаете на руле».
Николас Латифи: «Когда финишируешь 11-м, это всегда невесело, но если вспомнить, с какой позиции в Монце я стартовал, то это, конечно, хороший результат. Можно сказать, мне повезло, когда на трассу выехал автомобиль безопасности, а пит-лейн оставался закрытым, но однозначно, чтобы занять это 11-е место, мне пришлось потрудиться. Так что это позитивный момент, тем более, что по ходу гонки возникали ситуации, когда тебе с 50-процентной вероятностью могло либо повезти, либо нет.
В целом мне кажется, что я быстро прогрессирую, как в квалификациях, так и в гонках. С каждым этапом у меня прибавляется опыта, прежде всего я говорю о гоночном темпе – он заметно улучшился, особенно в последних гонках. В квалификациях сложностей пока больше, так что над этим аспектом ещё надо работать.
Когда гоночные уик-энды следуют один за другим, в этом есть и позитивные моменты, и негативные. С одной стороны, когда следующая гонка уже через неделю, это хорошо, поскольку тебе удаётся сохранить ритм, перерывы в работе на трассе не такие долгие, и у тебя всё ещё свежо в памяти. С другой стороны, если есть какие-то фундаментальные проблемы, требующие вдумчивой и детальной работы на базе, на симуляторе, то на это времени не хватает.
Если говорить о Муджелло, то впервые я выступал здесь довольно давно, в 2012 году, это был мой первый год в гонках машин с открытыми колёсами, я тогда дебютировал в итальянской Формуле 3. То, что я вижу сейчас, не очень соответствует моим воспоминаниям, но это одна из тех трасс, гонок на которых я жду с особым нетерпением».
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность