Разделы сайта

Свежие новости

Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним

Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.

Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»

Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».

Полезные статьи

Гран При США: Пресс-конференция в пятницу

Гран При США: Пресс-конференция в пятницу

Участники: Маурицио Арривабене (Ferrari), Клэр Уильямс (Williams), Джин Хаас (Haas), Зак Браун (McLaren)

Вопрос: Маурицио, после гонки в Японии вы сказали, что для завоевания титула в личном зачете Ferrari нужно совершить невозможное. Для вашей команды непредсказуемая погода в этот уик-энд – возможность отыграться?
Маурицио Арривабене: Возможно, но если у вас хорошая машина, погодные условия на её скорость никак не влияют, и вы всё равно будете впереди всех и на мокрой, и на сухой трассе. Потому для нас дождь далеко не определяющий фактор. Конечно, он обострит борьбу, но в целом погода – не тот фактор, о котором нам следует беспокоиться.

Вопрос: В четверг Льюис Хэмилтон выразил поддержку Себастьяну Феттелю, сказав, что по ходу нынешнего сезона вашего гонщика зачастую несправедливо критиковали. Что вы об этом думаете?
Маурицио Арривабене: Льюис и Себастьян дебютировали в Формуле 1 в 2007 году, они оба профессиональные гонщики, но мне бы не хотелось вмешиваться в их отношения. Для профессионалов их уровня вполне естественно поддерживать друг друга вне зависимости от того, насколько остра борьба на трассе – там они сражаются неистово, но вне автодрома сохраняют конструктивные отношения.

Вы говорили о критике в отношении Себастьяна – она точно исходит не от команды, поскольку, как я не раз говорил, мы побеждаем и проигрываем вместе. Хотел бы ещё раз всем об этом напомнить.

Вопрос: Клэр, недавно в Williams объявили о контракте Джорджа Расселла на следующий сезон. Что Джордж способен дать Williams? Почему вы решили его пригласить?
Клэр Уильямс: Нам было очень приятно на прошлой неделе объявить о контракте с Джорджем, которого многие считают исключительно талантливым гонщиком. В следующем сезоне в пелотоне будет сразу несколько дебютантов, что хорошо и для участников, и для зрителей.

Карьера Джорджа говорит сама за себя – он завоевывал титул в F4 и GP3, а в нынешнем сезоне, хочется верить, станет чемпионом в Формуле 2. Его результаты более чем убедительны, но и как личность Джордж производит очень приятное впечатление. Рассел предельно целеустремленный человек, он давно знал, чем хочет заниматься в 2019-м, и получил свой шанс – мы все очень рады возможности поработать с ним.

Вопрос: Джордж закрыл одну из вакансий, но кто станет его напарником?
Клэр Уильямс: К сожалению, решение пока не принято, нам нужно больше времени. Никакой спешки нет, мы рассматриваем несколько кандидатур, но я не стану их называть. Скажу лишь, что варианты очень достойные. Предстоит взвесить множество факторов, после чего мы сделаем заявление. Надеюсь, это случится ближе к концу сезона.

Вопрос: Зак, в четверг было объявлено о том, что компания Coca-Cola будет партнером McLaren в оставшихся гонках сезона. Какие надежды вы связываете с этим сотрудничеством?
Зак Браун: Нас очень обрадовало подписание соглашения с Coca-Cola. Это одна из известнейших компаний в мире, приятно видеть её в Формуле 1! Сотрудничество с Coca-Cola поможет привлечь молодую зрительскую аудиторию, нашим компаниям предстоит немало совместных мероприятий по ходу оставшихся этапов – надеюсь, взаимодействие окажется успешным и получит продолжение.

Вопрос: По ходу сезона в McLaren прошла серьезная реструктуризация. Вы произвели перестановки в техническом руководстве – эти мероприятия уже завершены, все нужные специалисты заняли свои должности?
Зак Браун: Я очень доволен изменениями внутри команды, но не скажу, что этот процесс завершен. В Формуле 1 всё всегда пересматривается и корректируется едва ли не от гонки к гонке, пусть даже это не сравнить с процессом доработки машины. В целом всё идет по плану: мы заполучили новых специалистов, повысили собственных сотрудников и активно работаем над машиной для следующего сезона, стараясь при этом взять максимум от оставшихся этапов.

Вопрос: Джин, кажется, в этом сезоне вы впервые участвуете в пресс-конференции. Как вы оцениваете третий год выступлений Haas F1? Результаты превзошли ожидания?
Джин Хаас: В этом сезоне мы выступаем стабильнее, чем в предыдущие годы. Сотрудники привыкли друг к другу, взаимодействие стало более эффективным, что положительным образом сказалось на результатах. К сожалению, мы не всегда зарабатываем очки, на которые рассчитывали, но потенциал у команды есть, лично я в ней ничуть не сомневаюсь.

Партнерство с Ferrari для нас по-прежнему очень важно, притом взаимодействие между двумя командами стало более прозрачным, мы лучше понимаем свою зону ответственности – можно сказать, процесс адаптации прошел успешно. Досадно лишь, что мы временами не добивались тех результатов, которых непременно должны были добиться, но команда сейчас занимает пятое место в Кубке конструкторов, что само по себе неплохо.

В соперничестве сейчас многое зависит от везения – особенно если мы говорим о борьбе в середине пелотона. Кто допускает меньше ошибок, тот, как правило, оказывается впереди.

Вопрос: За оставшиеся четыре гонки у Haas F1 есть шансы выйти на четвертое место в Кубке конструкторов. Если эта задача будет выполнена, как в дальнейшем вы планируете сократить отставание от трех ведущих команд?
Джин Хаас: Мне кажется, что за исключением трех ведущих команд все остальные выступают не в Формуле 1, а в Формуле 1.5. Если у нас получится закончить сезон на четвертом месте, это станет своего рода победой в отдельном чемпионате.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Зак, вы американец, мы находимся в Штатах, а главная гонка здесь – «500 миль Индианаполиса». Ранее в McLaren планировали выступать в IndyCar вместе с Фернандо Алонсо – как обстоят дела?
Зак Браун: Мы приняли решение не проводить полноценный сезон в IndyCar в 2019-м. Мы к этому пока не готовы, все усилия сейчас направлены на Формулу 1, но у нас есть намерения выступить в IndyCar в ближайшем будущем. Что касается гонки «500 миль Индианаполиса», она по-прежнему представляет для нас интерес, но по ней мы примем решение в межсезонье. Думаю, Фернандо хотелось бы повторить тот опыт, но до окончания нынешнего сезона мы целиком сосредоточены на задачах в Формуле 1.

Вопрос: (Массимо Лопез Пена) Господин Арривабене, в Ferrari всегда ставят своей целью победу в гонке, но в оставшихся четырех Гран При Себастьян Феттель фактически обязан побеждать, чтобы сохранить шансы на титул. Планируете ли вы каким-либо образом скорректировать стратегию?
Маурицио Арривабене: Вопрос не в стратегии, а в том, чтобы добиться оптимального баланса машины в медленных поворотах – в трех предыдущих гонках с этим у нас явно наблюдались сложности. Понимаю, ситуация в обоих зачетах складывается не в пользу Ferrari, но наша задача – выполнить работу на трассе, не сдаваясь до последнего момента. Команда выявила проблемы, которые нужно было решить, чтобы в оставшихся гонках выступить лучше, предложила варианты – ближайшие два дня покажут, являются ли эти варианты полумерой или полноценным решением.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос для Джина, Клэр и Зака. Ранее по ходу сезона Force India прошла через процедуру внешнего управления и была спасена консорциумом инвесторов. Далее ситуация с призовыми выплатами выглядит не вполне понятной – нет точной информации, на что может рассчитывать команда. Удалось ли найти решение? Если да, устраивает ли оно вас, а если нет, каким вам видится оптимальный вариант?
Джин Хаас: С позиции участника чемпионата мы ждем непредвзятого соблюдения правил. Стюарды по ходу гонки руководствуются не собственными убеждениями, а правилами, притом все участники рассчитывают, что правила будут применяться одинаково. В случае с Force India ключевой вопрос в том, кто перед нами: действующая команда или новая. Ключевое правило – новая команда получает призовые лишь на третий год своего участия в чемпионате. Haas F1 в своё время прошла через процедуру дебюта, выполнив все предписания, и если Racing Point будет признана новой командой, должен использоваться тот же подход. Вопрос в том, какую позицию займут в FOM. Для нас всё очевидно: перед нами новая команда, и в отношении выплат нужно руководствоваться действующим Договором Согласия.

Вопрос: Клэр, ваше мнение?
Клэр Уильямс: Williams подписала документ, согласно которому у нас нет возражений против получения Force India призовых выплат. Как мне кажется, команда функционирует так же, как функционировала до приобретения всех её активов Лоуренсом Строллом, и по этой причине её нельзя считать дебютантом. Как заметил Джин, есть моменты, требующие согласования между FOM и FIA – посмотрим, как будет развиваться ситуация.

Вопрос: Зак, что скажете?
Зак Браун: Я согласен с Джином. Приятно, что действующая команда Формулы 1 смогла продолжить выступление, но сама ситуация выявила ряд управленческих вопросов, требующих прояснения. Надеюсь, этот опыт нас многому научит, и в следующий раз хаоса будет меньше. Звучали разные мнения, считать ли Force India новой командой или нет, но, как мне кажется, в Формуле 1 должны, в первую очередь, извлечь из этой ситуации практический опыт и улучшить существующую систему управления чемпионатом.

Вопрос: (Дэвид Тремейн) Маурицио, в предыдущих гонках в Ferrari допустили несколько стратегических и операционных ошибок. Что было сделано, чтобы избежать проблем в оставшихся гонках? Планируете ли вы в межсезонье проанализировать структуру команды на предмет возможных операционных рисков?
Маурицио Арривабене: Кажется, я уже отвечал на этот вопрос. На протяжении нескольких недель мы не сидели сложа руки, а тщательно анализировали выявленные проблемы. Мы привезли сюда кое-какие доработки, но только результаты на трассе позволят сделать вывод, являются ли они ответом на все сложности. Мы продолжаем сражаться, когда шансов практически не осталось, работа в таких условиях для нас привычное дело.

Вопрос: (Алан Болдуин): Клэр, Джордж Расселл – участник программы Mercedes. Это повлияло на решение пригласить его в Williams? Иными словами, моторы Mercedes теперь обойдутся вам дешевле? Если говорить о второй вакансии, будете ли вы учитывать финансовый фактор? Нужен ли команде гонщик с солидной поддержкой, и готовы ли вы рассматривать вариант с двумя подопечными Mercedes?
Клэр Уильямс: Джордж пришел к нам из молодежной программы Mercedes, но этот факт никак не влиял на наше решение – мы, как и все вокруг, заметили талант Рассела и очень рады, что столь перспективный пилот получил шанс проявить себя в Формуле 1. Его связи с Mercedes здесь совершенно не при чём, у Джорджа долгосрочный контракт с Williams, и в ближайшие несколько лет он будет представлять, в первую очередь, нашу команду.

В Williams выбрали Рассела исключительно благодаря его таланту, финансовые аспекты сотрудничества с Mercedes мы не рассматривали. Но если говорить о второй вакансии, независимым командам в Формуле 1 в последние годы приходится очень непросто: искать спонсоров оказывается всё сложнее, а схема распределения призовых не облегчает ситуацию.

Если учесть, что нынешний сезон мы, скорее всего, закончим на десятом месте в Кубке конструкторов, призовые будут минимальными, но в целом команда неплохо спланировала бюджет на следующий год – объем поступлений будет примерно таким же, как в 2018-м, но при принятии решения о напарнике для Джорджа нам предстоит взвесить множество факторов. Конечно, ключевым из них должен оставаться талант гонщика.

Вопрос: (Лес Кизер) Джин, два года назад люди посмеивались, когда речь заходила о дебюте американской команды в Формуле 1, но Haas F1 убедительно доказала, что по праву участвует в чемпионате. В первый сезон на машине были только логотипы вашей компании, сейчас спонсоров заметно больше – можно ли сказать, что это показатель растущей популярности Формулы 1 в США?
Джин Хаас: Сама команда и бренд Haas Automation сейчас воспринимаются очень позитивно, за эти годы узнаваемость компании в Европе заметно выросла, как и по всему миру. Я недавно был в Тунисе, сразу по прилету отправился в один из наших магазинов, где кто-то из покупателей поинтересовался, не привез ли я с собой всю команду! Приятно, что наш бренд знают и в Северной Африке!

В США у команды много болельщиков, что для материнской компании, безусловно, очень хорошо: люди могут не знать, чем конкретно мы занимаемся, но им известен бренд, это главное. Поддержка американских болельщиком нам очень помогает, но если бы мы смогли убедить их платить нам, было бы ещё лучше!

Вопрос: (Дитер Ренкен) Маурицио, прошлая серия Ferrari без побед в личном зачете и в Кубке конструкторов, продолжалась 21 год – с 1979-го по 2000-й. Сейчас команда не побеждает уже половину этого срока – после завоеванного в 2008-м Кубка конструкторов прошло десять лет. С началом ограничений на размер бюджета численность команды уменьшится – есть ли вероятность, что в Ferrari вновь не будут побеждать на протяжении 21 года?
Маурицио Арривабене: Я работаю с командой всего три с половиной года и могу отвечать только за этот период. Ограничение бюджета никак не влияет на результаты команды, поскольку они зависят от качества работы, профессионализма и многих других вещей. Скорее наоборот: ограничения могут стать стимулом к более креативному подходу во всех областях – в аэродинамике, шасси, силовой установке – особенно если у вас работают очень талантливые специалисты. Лимит на расходы имеет смысл, поскольку в предыдущие пять-шесть лет они были весьма существенными. Опять же, для автопроизводителя, коим является Ferrari, эти затраты своего рода инвестиции, поскольку многие разработки, особенно в части моторов, могут использоваться при производстве спортивных машин.

Но мы не должны забывать о небольших командах: лимит на расходы должен быть выгоден и для нас, и для них. За счет этого лимита у небольших команд, возможно, появится шанс сократить отставание, но для Ferrari очень важно, чтобы при сокращении расходов мы по-прежнему могли гоняться очень быстро и развивать технологии, которые впоследствии применяли бы в наших дорожных машинах.

Вопрос: (Массимо Лопез Пена) Маурицио, пару недель назад вы сказали, что не знаете, останетесь ли руководителем команды в следующем году. За прошедшее время определенность появилась? Когда будет сделано заявление?
Маурицио Арривабене: Каждый день я узнаю новую версию того, что сказал пару недель назад! Тогда я спросил присутствовавших: «Вы хотите, чтобы я ответил положительно?» - и мне ответили: «Да, вы должны ответить «да». Позднее я прочитал в газетах, будто бы мне ответили: «Хорошо, но вы должны победить», а это неправда, поскольку за полчаса до того, как я задал ответный вопрос, кто-то, говоривший на совершенно иную тему, спросил: «Парни, когда вы рассчитываете выиграть гонку?» Журналисты просто смешали всё воедино.

Когда меня спрашивали о возможной работе в футбольном клубе «Ювентус», я сказал, что связываю своё будущее с Ferrari, но решение остается за высшим руководством компании. Таков мой ответ и сейчас.

Вопрос: (Росио Ромера) Господин Арривабене, какой будет реакция в коллективе, если в следующем сезоне Шарль Леклер будет на равных соперничать с Себастьяном Феттелем и попытается отобрать у него статус первого номера команды? Господин Браун, как скажется на прогрессе McLaren уход двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо?
Маурицио Арривабене: Я всегда говорил, что Шарль очень талантлив – по этой причине мы пригласили его в Ferrari. Впервые со времен братьев Родригес в нашей команде будет выступать столь юный гонщик, но это наше решение в целом совпадает с теми решениями, что ранее принимали в других командах. В Mercedes пару лет назад пригласили Валттери Боттаса, в свое время дебютировавшего в Williams, у Red Bull Racing, McLaren и Renault тоже есть молодые гонщики, так что в нашем выборе нет ничего нового.

Сражение между напарниками? Энцо Феррари всегда говорил, что напарник – твой первый соперник, но если своей борьбой парни будут обеспечивать команде первое и второе места, нас это устроит, а если они будут сталкиваться между собой – нет. Честно говоря, Леклеру для полноценного сражения за титул нужно научиться выигрывать гонки, но первостепенная задача – набираться опыта и всегда выкладываться на пределе. Пока рано рассуждать о том, как Шарль и Себастьян будут соперничать друг с другом – надеюсь, так всё и сложится, но с прогнозами лучше подождать.

Вопрос: Зак?
Зак Браун: Фернандо – фантастически талантливый гонщик с колоссальным опытом, и нам, конечно, будет его не хватать. Но в следующем году у нас будет Карлос Сайнс, который хоть и молод, но уже неплохо проявил себя в Формуле 1, и Ландо Норрис – талант, которому предстоит набраться опыта. Собственно, по этой причине мы в предыдущие уик-энды позволяли Ландо провести за нас первую пятничную тренировку, притом он сработал очень здорово. Думаю, у нас замечательный состав на следующий сезон!

Вопрос: (Грэм Харрис) Вопрос ко всем. Вы действительно считаете, что ограничение на размер бюджета обеспечит равные шансы всем участникам, или же семи командам, не входящим в тройку сильнейших, не хватает чего-то иного?
Джин Хаас: Когда я видел, насколько легко нас опережают представители трех ведущих команд, я поневоле задавался вопросом: «Чего нам самим не хватает?» Но когда я спрашивал об этом Айо Коматсу, он отвечал мне: «Пара десятых за счет шин, еще пара за счет аэродинамики, шасси – так и набирается секунда, а то и две».

Я знаю, что мы прилагаем максимум усилий, чтобы добиться прогресса во всех областях, но всё же не представляю, как мы сумеем отыграть отставание в 2,5 секунды от лидеров. Поможет ли этому лимит на расходы? Возможно, если он вынудит лидеров сократить численность своих отделов исследований и разработок, ведь сейчас на каждого нашего специалиста у них приходится пятеро своих! Лично я считаю, что пятерым сложнее договориться, но, похоже, у топ-команд таких проблем нет.

Если бы некая мера позволила отыграть технологическое отставание, это, безусловно, очень бы помогло, но как это можно реализовать, если топ-команды всегда умудряются найти лазейку в правилах и придумать нечто оригинальное? Не думаю, что у нас когда-либо получится подобраться вплотную к лидерам.

Клэр Уильямс: Я согласна с Джином в том, что команды вроде Williams, располагающие бюджетом в 120 миллионов, вряд ли могут мечтать о том, чтобы на равных соперничать с Ferrari, Mercedes или Red Bull Racing, чьи финансовые возможности, по меньшей мере, в два раза больше. Ни о каком равенстве здесь речи не идет, но не таким, как мне кажется, должен быть наш спорт.

Результат должен определяться не деньгами, а талантом, но таланту сложно рассчитывать на успех, если соперники тратят втрое больше средств. Потому я очень жду вступления в силу лимита на расходы, но также считаю, что нам предстоит проделать большую работу, чтобы гарантировать Формуле 1 долгосрочное будущее, соответствующее тем ключевым принципам, которых чемпионат придерживался на протяжении более чем пятидесяти лет. Как мне кажется, сейчас мы от этих принципов стали отдаляться.

Зак Браун: Аналогичный ответ. Не думаю, что в этом вопросе есть некое магическое решение, но, как мне кажется, лимит на расходы способен сыграть важную роль в выравнивании шансов команд, а для этого нужны тщательно продуманные правила, над которыми мы все сейчас работаем. В большинстве видов спорта финансовые ограничения в том или ином виде присутствуют, и одним из успешных примеров можно считать Национальную Футбольную Лигу (американский футбол, США – прим. ред.), где все команды примерно равны, и где временами случаются удивительные победы и поражения. Было бы здорово наблюдать нечто подобное и в Формуле 1 – да, лучшие команды по-прежнему будут впереди, но результаты станут менее предсказуемыми, и у большего количества участников появится шанс однажды оказаться на верней ступеньке подиума.

Маурицио Арривабене: С финансовой точки зрения снижение затрат всегда приветствуется, но вопрос не в том, что делать, а как делать. Если снижение затрат означает равенство всех команд, тогда это не для нас. Стандартизация – это одно, равенство – это другое, притом равенство не имеет ничего общего с целями автопроизводителей.

В самом стремлении снизить расходы нет ничего плохого, в Ferrari всегда поддерживали эту инициативу, но проблема несколько шире, и она касается облика Формулы 1 в целом. Чтобы повысить популярность чемпионата, мы должны проанализировать прошлые ошибки и выработать действия на перспективу, но кто может совершенно точно сказать, насколько изменился интерес к Формуле 1 по сравнению со вчерашним днем, и что необходимо предпринять дальше? Ограничение расходов – лишь одна из мер, нужно перезапустить спорт в целом.

Это непростая задача, но её совершенно необходимо сделать, а для этого важно постоянно анализировать и понимать аудиторию. Со временем она стареет, и если вы работаете только над тем, как удержать зрителей, и меньше внимания уделяете привлечению молодого поколения, вас ждут проблемы. Проблемы потребуют соответствующих решений, притом не всё можно решить ограничением бюджета – да, эта мера весьма полезная, но она не единственная.

Говоря о конкурентоспособности команд, здесь вспоминали американский футбол, но я европеец и попытаюсь провести аналогии с классическим футболом. Вы можете себе представить, чтобы кто-то сказал мадридскому «Реалу»: не играйте своим лучшим составом, играйте тем, что слабее? Это вздор! В Формуле 1 выступают, в том числе, крупные команды, и это тоже часть зрелища, часть интриги. Мы помним, как во времена Жана Тодта и Михаэля Шумахера Ferrari на протяжении многих лет была непобедима, затем настала эпоха Red Bull Racing, и никто, собственно, не жаловался. Но самой зрительской аудитории мы всегда уделяли недостаточно внимания, эта аудитория постепенно стареет, и в своих стараниях заполучить новых болельщиков нам приходится конкурировать, как ни странно, с игровыми приставками.

Сегодня спектр предлагаемых развлечений чрезвычайно широк, и в качестве возможных конкурентов мы должны рассматривать не только конкретные виды спорта. Можно ли считать Playstation конкурентом для Формулы 1? Пожалуй, да. Что нужно делать, чтобы заполучить внимание тех, кто увлечен Playstation? Очевидно, предложить им нечто более интересное. Конечно, это не детальный ответ на поставленный вопрос, но мы должны внимательно следить за индустрией развлечений, ведь сейчас она предлагает людям гораздо больше, чем много лет назад.

Еще следует задуматься, почему другие виды спорта – тот же футбол – по-прежнему очень популярны, хотя и там случаются кризисные периоды. Это интересная задача, выполнив которую можно заниматься иными вопросами, снижать расходы и так далее. Напомню только то, о чем говорил в самом начале: стандартизация не означает равенство.

Перевод: Валерий Карташев

Источник