Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Гран При Монако: Пресс-конференция в воскресенье
1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Карлос Сайнс (Ferrari)
3. Ландо Норрис (McLaren)
Вопрос: (Дэвид Култхард) Ландо, я вижу радость в ваших глазах! Блестящий дебютный подиум в Монако! Расскажите, как всё прошло...
Ландо Норрис: Не знаю, что сказать – я не ожидал, что смогу завоевать подиум в Монако! Это всё благодаря команде. Подиум в Монако – мечта, особенное достижение. Я правда не ожидал, что у нас получится! Немного везения, хороший пилотаж, да и машина весь уик-энд ехала отлично. Спасибо всем сотрудникам McLaren, этот подиум я посвящаю команде!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы отлично начали сезон и остаетесь на третьем месте в личном зачете! Но подиум в Монако – это особое достижение, не так ли?
Ландо Норрис: Да, особенное…
Карлос Сайнс: Давай, расскажи уже!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Приятно видеть рядом двух бывших напарников! Если только Карлос не желает поторопить вас, Ландо!
Ландо Норрис: Он мог бы подождать немного, это мои минуты славы!
Карлос Сайнс: Эй, я впервые радуюсь твоему результату!
Ландо Норрис: Да, мои поздравления Карлосу и Максу! Кубок за третье место в Монако очень красивый, в этом году он вдобавок очень красиво упакован – будет очень приятно его получить!
Вопрос: (Дэвид Культхард) Карлос, вы были быстры с начала уик-энда. Вчера вы были огорчены тем, что не смогли завершить финальную попытку в квалификации, но сегодня добились отличного результата!
Карлос Сайнс: Хороший результат. Если бы перед Гран При Монако мне сказали, что в этой гонке я финиширую вторым, меня бы это вполне устроило. Но в этот уик-энд обстоятельства сложились так, что Шарль завоевал поул, а я не смог проехать хороший круг в квалификации, поэтому сейчас итоги уик-энда меня радуют не так, как могли бы. Но я всё равно доволен. Я считаю, что команда должна гордиться машиной и прогрессом в этом году.
Вопрос: (Дэвид Култхард) В команде могут гордиться тем, как сдержанно вы говорите о своём результате на фоне неудачи Шарля Леклера. Думали ли вы об этом по ходу гонки?
Карлос Сайнс: Когда видишь, что вторая машина не сможет стартовать с поула, вся ответственность ложится на тебя – надо было спасать уик-энд. После того, как напарник завоевал поул, хочется добиться хотя бы подиума для команды.
Было важно хорошо стартовать. В период пит-стопов было много трафика, но я ехал в хорошем темпе и быстро догонял соперников. Затем у Валттери возникла заминка на пит-стопе... В любом случае я очень доволен поведением машины в гонке, и мне казалось, что в этот уик-энд команда заслужила подиум.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы в отличной физической форме и, похоже, даже не вспотели!
Карлос Сайнс: Этого легко добиться за счёт тренировок. Возможно, вы, Дэвид, сейчас тренируетесь намного меньше, но мы продолжаем выкладываться на все 100%!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вот и отлично – значит, у вас достаточно сил, чтобы хорошо отпраздновать свой результат! Макс, переходим к вам. Первая победа в Монако и наверняка не последняя! Перед стартом вы говорили, что за победу здесь дают те же 25 очков, но наверняка она значит для вас гораздо больше, чем любая из предыдущих?
Макс Ферстаппен: Конечно, победа в Монако – это особое достижение! Более того, я даже на подиум здесь поднимусь впервые. Прекрасная гонка, по ходу которой надо было сохранять предельную концентрацию – в общем, всё здорово!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вам предстоит принять награду из рук Принца Альберта, не забудьте соблюсти приличия! Скажите, по ходу гонки пришлось ли вам беспокоиться из-за чего-либо? Или же, отбив атаку Валттери Боттаса на старте, вы просто ехали к финишу? Насколько сложной получилась гонка?
Макс Ферстаппен: На этой трассе никогда не знаешь, что может произойти, но важно было беречь шины и, конечно, правильно выбрать момент для пит-стопа. Остальные поехали в боксы раньше меня, что, конечно, несколько упростило мою задачу. Но в целом я контролировал ситуацию.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Макс Ферстаппен, триумфатор Гран При Монако! Мы видели, как вас поздравляла команда и ваша подруга Келли Пике. Уверен, вас сейчас переполняют эмоции. Только самые близкие люди – мама, отец и сестра – всегда знали, что вас по силам выиграть эту гонку!
Макс Ферстаппен: Конечно, я всегда мечтал выиграть этот Гран При, ещё когда в детстве смотрел гонку в Монако по ТВ, поэтому, конечно, сейчас я испытываю чувство гордости. Впереди ещё очень долгий сезон, но пока всё складывается прекрасно!
Вопрос: Макс, потрясающий день для вас! Ранее в Монако вам не удавалось подняться на подиум, а сегодня вы выиграли гонку!
Макс Ферстаппен: Да, отличный день! Мне удалось сохранить лидерство после первого поворота, далее я держал ситуацию под контролем и следил за состоянием шин. В Монако важно как можно дольше поддерживать эффективность резины, чтобы суметь оторваться от преследователей и после пит-стопа не оказаться в трафике. Похоже, у Валттери Боттаса возникли сложности с шинами, ему пришлось свернуть на пит-лейн, но на трассу он больше не вернулся.
Может показаться, что для нас всё прошло очень гладко, однако сохранять предельную сосредоточенность на протяжении всех 78 кругов было довольно непросто. Конечно, я очень рад этой своей победе!
Вопрос: Поговорим о старте. Вы не дали Валттери Боттасу ни малейшего повода усомниться в своём намерении сохранить лидерство. Расскажите о том, что происходило на разгоне к первому повороту.
Макс Ферстаппен: Всем известно, насколько сложно обгонять в Монако, потому крайне важно не потерять позицию на старте. Я сделал всё возможное, чтобы этого не случилось.
Вопрос: Один из ваших главных соперников в этой гонке, Шарль Леклер, выбыл из борьбы еще до старта. Что вы почувствовали, когда вам сообщили, что обладатель поула не выйдет на старт?
Макс Ферстаппен: Досадно за Шарля, он завоевал поул в своём домашнем Гран При, а в итоге не смог принять участие в гонке. Что до меня, как бы ужасно это не звучало, я должен был оставаться сосредоточенным на своих задачах. Я стартовал со второй позиции, а она здесь находится на внешней, более грязной стороне трассы. Я понимал, что могу стартовать очень хорошо, но небольшая пробуксовка всё-таки возникла, после чего я сразу начал смещаться вправо, чтобы закрыть Валттери путь. К счастью, мне удалось сохранить лидерство, но уровень сцепления в момент старта был не идеальным.
Вопрос: Впервые в карьере вы лидируете в личном зачете чемпионата, опережая Льюиса Хэмилтона на четыре очка. Понимаю, впереди еще восемнадцать гонок, и всё-таки, что вы чувствуете?
Макс Ферстаппен: Будет гораздо лучше, если я сумею сохранить лидерство до конца сезона! Как вы справедливо заметили, впереди еще немало гонок. Конечно, приятно отыграться после двух предыдущих гонок, в которых моё отставание от Льюиса только увеличивалось. Но нужно продолжать работать на пределе, ведь на прочих автодромах Mercedes вновь будут очень быстры. Этот уик-энд для нас сложился здорово, результат добавит мотивации всей команде!
Вопрос: Карлос, примите поздравления! Первый подиум с Ferrari, притом вы завоевали его на легендарной трассе в Монако!
Карлос Сайнс: Ощущения очень приятные! На старте я был третьим, а на финише оказался вторым, это отличный результат. В этот уик-энд наша команда заслуживала как минимум подиум. Конечно, досадно за Шарля – он завоевал поул и со своей скоростью мог рассчитывать на победу, не ему не удалось даже выйти на старт. Странный день для нашей команды, но своим вторым местом я доволен – это максимум, чего мы могли добиться.
Вопрос: Поговорим о скорости машины. Отправляясь в Монако, насколько вы были уверены в том, что сможете претендовать на столь высокий результат?
Карлос Сайнс: Если бы в среду вы сказали мне, что в воскресенье я буду не вполне доволен вторым местом, я бы вам не поверил, поскольку во всех предыдущих гонках этого сезона мы сражались совсем за другие, более низкие позиции. Но после свободных заездов в четверг у меня появилось ощущение, что мы можем выиграть эту гонку, настолько комфортно мне было в кокпите, и настолько быстра оказалась наша машина.
В субботу утром я тоже был очень конкурентоспособен, мне казалось, что я сумею взять поул и с ним точно доведу дело до победы, но вы сами знаете, как всё получилось в квалификации. Пришлось скорректировать настрой и ожидания, так как при старте с четвертого места максимум, на что я мог рассчитывать, это место на подиуме. В итоге я финишировал вторым и в целом могу сказать, что доволен уик-эндом, но всё-таки немного досадно упустить шанс на победу.
Вопрос: Ландо, пятое место в квалификации и третье место в гонке, притом для вас это первый подиум в Монако! Отличный уик-энд, не так ли?
Ландо Норрис: Просто сумасшедший уик-энд! Мы приехали сюда без каких-либо ожиданий, а в итоге этап оказался для нас едва ли не лучшим в сезоне, разве что в Имоле очков было гораздо больше. Машина ехала здорово, я чувствовал себя очень уверенно, что убедительно продемонстрировал в квалификации.
По чистой скорости мы, пожалуй, были медленнее Red Bull Racing, Mercedes и Ferrari, но с такой уверенностью я атаковал на пределе и уступил лучшему результату менее трёх десятых – отличное достижение, пусть даже я квалифицировался только пятым.
Чтобы финишировать в первой тройке, нам нужны были ошибки или неприятности у соперников. Заминка на пит-стопе Валттери Боттаса открыла нам дорогу к подиуму. Отличный получился уик-энд, подиум в Монако ценится гораздо выше, чем подиум на любой другой трассе. Я очень рад и надеюсь, что мы сможем претендовать на такой же результат на всех трассах – правда, это будет очень непростой задачей.
Вопрос: Незадолго до финиша прессинг со стороны Серхио Переса был довольно сильным. Как вела себя машина на последних кругах гонки?
Ландо Норрис: Честно говоря, не так уж здорово. На первом отрезке гонки мы были очень конкурентоспособны, я ехал в том же темпе, что Валттери, Карлос и Макс. «Безумный Макс», конечно, мчался впереди с хорошим отрывом, но я в какой-то момент увидел на экране его темп и понял, что уступаю не так уж много, всё не так плохо.
Правда, когда мы перешли на жесткие шины, контролировать машину стало намного сложнее: колеса чаще блокировались, MCL35M хуже справлялась с поребриками. Уверенности стало меньше, а когда я услышал, насколько позднее свой пит-стоп провёл Серхио, всерьез забеспокоился, но всё-таки сосредоточился на том, чтобы ни в коем случае не зацепить защитный барьер. Я понимал: если хорошо выходить из восьмого и девятнадцатого поворотов, Серхио вряд ли сумеет меня атаковать.
Вопрос: Вопрос ко всем. Вы оказались достаточно быстры на узких улочках Монако. Насколько каждый из вас уверен в том, что будет столь же конкурентоспособен на уличной трассе в Баку через две недели?
Макс Ферстаппен: Думаю, здесь дело не в личной уверенности. Важно, чтобы тебе было комфортно в кокпите, и чтобы машина ехала так, как тебе того хочется. Я всегда был быстр в Монако, просто слишком часто попадал здесь в аварии! (смеется)
В Баку совсем другая уличная трасса. Из-за длинной прямой все выбирают настройки с меньшей прижимной силой, да и уровень сцепления там довольно низкий. Посмотрим, каким окажется расклад сил. Надеюсь, наша команда будет достаточно конкурентоспособна.
Карлос Сайнс: Перед началом этого уик-энда я говорил, что Монако станет своеобразным индикатором того, насколько хорошо я адаптировался к новой команде и новой машине. В этот уик-энд мне с первой тренировке было очень комфортно в кокпите, я был быстр во всех сессиях. Думаю, в Баку мы будем далеко не быстрейшими на длинной прямой, но если сможем отыграться на узкой извилистой секции, то будем вполне конкурентоспособны.
Вот кто с нетерпением ждёт Гран При Азербайджана, так это мой друг Ландо Норрис, поскольку у него есть…
Макс Ферстаппен: Ракета!
Ландо Норрис: Эй, полегче!
Карлоса Сайнс: Машина McLaren очень быстра на прямых и неплохо справляется с медленными поворотами, так что я, возможно, поставлю деньги на результат Ландо! Знаете, Ландо пытался создать для меня прессинг – перед началом уик-энда он говорил, что у Ferrari есть шансы на победу!
Ландо Норрис: Разве я был не прав?
Карлос Сайнс: Да, ты не ошибся. Посмотрим, окажусь ли я прав в Баку!
Макс Ферстаппен: Ландо, тебе следует брать деньги за свои прогнозы, раз они сбываются!
Ландо Норрис: Думаешь, мне стоит самому делать ставки?
Вопрос: Ландо, какой скорости можно ожидать от McLaren в Баку?
Ландо Норрис: Думаю, в Баку будет отличный уик-энд…
Макс Ферстаппен: Да, ты возьмешь поул с преимуществом в полсекунды!
Ландо Норрис: Посмотрим, Red Bull Racing тоже очень быстры на прямых. В Баку нужна хорошая скорость на прямой и абсолютная уверенность в тормозах при той низкой прижимной силе, на которую обычно настраивают машину в Азербайджане. Посмотрим, как всё получится. Пару недель назад в Барселоне у нас были сложности, потому мы предполагали, что в Монако не сможем претендовать на хороший результат. Пусть третий сектор здесь сейчас не такой медленный, как раньше, у нас в целом наблюдались проблемы с медленными поворотами, потому прогноз был негативным.
Но ситуация меняется от уик-энда к уик-энду, мы больше узнаем о нашей машине и продолжаем её дорабатывать. На одних трассах результаты получаются лучше ожидаемых, на других – чуть хуже. В Монако мы не рассчитывали на успех, а в итоге его добились… Впрочем, не думаю, что будет правильным возлагать на очередной этап большие надежды.
Карлос Сайнс: Ландо, скажи уже, каков твой прогноз!
Макс Ферстаппен: Никаких ожиданий?
Ландо Норрис: Думаю, я буду впереди Карлоса!
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Вопрос для Макса и Карлоса. В какой-то момент после пит-стопа отрыв между вами стал стремительно сокращаться. Макс, что происходило с вами в тот момент? Карлос, рассчитывали ли вы на то, что сумеете подобраться еще ближе?
Макс Ферстаппен: В тот момент передо мной ехал Серхио. Команда сообщила, что он атакует изо всех сил, чтобы опередить нескольких соперников, и попросила оставаться позади. Кроме того, мне в целом требовалось немного поберечь топливо. Я сбросил темп, и отрыв, разумеется, начал уменьшаться, но причин для беспокойства у нас не было. Я старался постепенно прогревать шины, так как с составом Hard в Монако пилотировать очень непросто – поначалу уровень сцепления у него крайне низкий.
Карлос Сайнс: Поначалу я не могу ехать в своем темпе из-за того, что передо мной находился Валттери Боттас. Потом он отправился на пит-стоп, где у него, к сожалению, возникли проблемы, но мне это обеспечило свободную трассу. Следующие 20 кругов я, конечно, атаковал, но не в полную силу, а примерно за 20-30 кругов до финиша решил попробовать подобраться к Максу и создать прессинг, хоть и понимал, что вероятность ошибки с его стороны крайне мала, он был быстр на протяжении всего уик-энда.
Вскоре мы догнали большую группу круговых, из-за которых стало сложнее держать ритм. Кроме того, шины стали остывать и гранулироваться, я стал пилотировать менее уверенно, и темп упал. В какой-то момент мне казалось, что я смогу достать Макса и атаковать его, но из-за синих флагов и гранулирования шин это оказалось слишком сложной задачей.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос ко всем. Это один из самых молодых подиумов в истории Формулы 1 по среднему возрасту его участников. Расскажите, как работает это сочетание возраста, опыта и способности справляться с поставленными задачами. Не кажется ли вам, что в Формуле 1 наступает смена поколений, и вы трое играете в этом далеко не последнюю роль?
Макс Ферстаппен: Карлос, ты всё испортил, ты слишком стар!
Карлос Сайнс: Спасибо, Макс, я знал, что ты это скажешь! Мы обсуждали это минут десять тому назад.
Макс Ферстаппен: Ландо…
Карлос Сайнс: Я могу начать, поскольку выступал с вами обоими…
Ландо Норрис: Да, старшим надо уступать.
Карлос Сайнс: Знаете, эти двое весьма неплохо справляются с машиной Формулы 1.
Макс Ферстаппен: С дорожной машиной дела обстоят иначе!
Карлос Сайнс: Да, в чем-то они молоды и неопытны, но притом потрясающе быстры. Мне кажется, будущее Формулы 1 в надежных руках, уровень гонщиков в этом сезоне в целом очень, очень высок. Взгляните на результаты в квалификации: не только молодые гонщики, но и опытные спортсмены вроде Льюиса Хэмилтона выступают на каком-то невероятном уровне. Приятно находиться в компании столь талантливых людей и иметь возможность сравнивать себя с ними – это лучшая мотивация выкладываться на пределе и расширять пределы собственных возможностей.
Макс Ферстаппен: Мне нечего добавить, Карлос очень здорово сказал.
Ландо Норрис: Прекрасная речь!
Карлос Сайнс: Спасибо, парни, я тронут!
Ландо Норрис: Нет, он в самом деле всё правильно объяснил!
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Ландо, по ходу гонки вам показали черно-белый флаг за нарушение границ трассы. Что там произошло? Ближе к финишу вы попросили инженера не сообщать вам ничего – вы не хотели отвлекаться, или не желали знать отрыв от Серхио Переса?
Ландо Норрис: В этот уик-энд действовало новое правило: если ты промахивался мимо шиканы, ты получал за это предупреждение. Мне казалось, что я всего один раз промахнулся мимо первого апекса, а второй проезжал слева. В обоих случаях я терял время, поскольку блокировал колеса, но, как оказалось, уже к седьмому кругу я использовал обе их двух допустимых прогулок за пределы трассы.
Карлос Сайнс: Отлично сработано!
Ландо Норрис: Это заставило моего инженера Уилла Джозефа сильно нервничать. Уверен, кроме него еще несколько человек в команде были явно не в восторге от такой ситуации. Прямо скажем, не идеальное получилось начало гонки, поскольку впереди было еще много кругов, на финальном отрезке мы обычно атакуем агрессивнее, но следующая ошибка могла привести к пятисекундному штрафу, и тогда Серхио Перес совершенно точно оказался бы впереди. Одно время я атаковал, потом старался беречь топливо – видимо, в какой-то момент я слегка промахнулся мимо апекса и получил предупреждение.
На последних кругах я действительно попросил Уилла помолчать, поскольку мне было нужно целиком сосредоточиться на пилотаже. В Монако очень важно держать свой ритм и не думать ни о чем другом, иногда только так можно избежать контакта с барьером. Мне не нужно было знать, что кто-то едет впереди в двадцати секундах, я хотел сосредоточиться на своем пилотаже, только и всего.
Вопрос: (Жюльен Биллотт) Карлос, чем объясняется прогресс Ferrari в этот уик-энд? Особенностями трассы, доработкой машины или мастерством гонщиков?
Карлос Сайнс: Думаю, всеми тремя факторами!
Макс Ферстаппен: А еще смелостью, да?
Ландо Норрис: Карлос, ты действительно прибавил в этот уик-энд?
Карлос Сайнс: В Монако я всегда пилотирую лучше.
Макс Ферстаппен: Чтобы все пришли в восторг!
Ландо Норрис: В квалификации тебе это не удалось!
Карлос Сайнс: Парни, давайте без шуток, вопрос серьезный! Мы рассчитывали, что в Монако сможем выступить неплохо. Да, мы не ожидали, что будем бороться за поул и победу, но предполагали, что окажемся ближе к лидерам. Нам удалось заставить работать все составы смеси, что всегда помогает в Монако. В команде подобрали оптимальные настройки, что обычно позволяет отыграть пару-тройку десятых, а еще мы с Шарлем были абсолютно уверены в машине. Совпало сразу несколько факторов, и на такой особенной трассе у нас появился шанс побороться за победу. Можно сказать, мы были к этому очень близки.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Макс, понимаю, до конца сезона еще далеко, но скажите, насколько важен для вас этот результат? На трассе, где все ждали от Red Bull Racing преимущества над Mercedes, вы нанесли соперникам сокрушительный удар. Уверен, итоги уик-энда превзошли ваши ожидания – для Льюиса и Mercedes гонка сложилась неудачно, в результаты вы и Red Bull Racing лидируете в обоих зачетах чемпионата.
Макс Ферстаппен: Знаете, действия значат гораздо больше, чем какие-то заявления. Думаю, таков главный урок этого уик-энда: хочешь ответить – ответь на трассе, и мне такой подход нравится. Наша команда допустила меньше ошибок, потому мы сейчас впереди Mercedes. Надеюсь, так будет продолжаться до конца сезона.
Перевод: Валерий Карташев
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность