Разделы сайта

Свежие новости

Команда SMP Racing на подиуме в Ле-Мане

Мы рассказывали о том, что по итогам «24 часов Ле-Мана» экипаж российской команды SMP Racing в составе Михаила Алешина, Виталия Петрова и Стоффеля Вандорна, выступавший на спортпрототипе BR1, занял третье место в абсолютном зачёте, став лучшим среди команд, использующих машины с негибридными силовыми установками.

Жан Тодт: В Формуле 1 работают лучшие стюарды в мире

Президент FIA Жан Тодт считает вполне нормальными споры о справедливости наказания Себастьяна Феттеля на Гран При Канады. Лидировавший гонщик Ferrari получил пятисекундный штраф за опасное возвращение на трассу перед Льюисом Хэмилтоном и потерял победу. Ситуация вызвала достаточно большой резонанс в мире Формулы 1, причем даже коллеги Феттеля встали на его сторону.

Полезные статьи

Гран При Монако: Пресс-конференция в среду

Гран При Монако: Пресс-конференция в среду

Участники: Валттери Боттас (Mercedes), Роберт Кубица (Williams), Шарль Леклер (Ferrari), Даниэль Риккардо (Renault), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)

Вопрос: На этой неделе ушел из жизни один из величайших гонщиков в истории автоспорта, трехкратный чемпиона мира Формулы 1 Ники Лауда. Валттери, вы несколько лет работали с Ники в Mercedes...
Валттери Боттас: Неделя началась с шокирующей новости. Ники много значил не только для меня, но и для всех сотрудников команды, был важной частью большой семьи Mercedes. Своими достижениями, своей непростой карьерой, по ходу которой он преодолевал трудности и снова возвращался к гонкам, Ники мотивировал нас всех. Кроме того, он был замечательным человеком, я никогда не забуду многие славные моменты, которые мы пережили вместе. Да, уик-энд омрачен печальным известием, но я и команда готовы атаковать на пределе, чтобы почтить память Ники хорошим результатом.

Вопрос: Роберт, вы провели в Формуле 1 немало лет, чем вам запомнился Ники Лауда?
Роберт Кубица: Как сказал Валттери, новость о смерти Ники вызвала шок. Лауда вписал огромную главу в историю Формулы 1, причем не только как гонщик, но и как личность. У меня не было возможности поработать с ним, но он был легендарным гонщиком, нам всем будет его очень не хватать. Я надеялся снова увидеть его в паддоке, но, к сожалению, этим надеждам уже не суждено сбыться.

Вопрос: Макс, вы написали несколько слов о Ники в социальной сети. Что вы можете о нем сказать?
Макс Ферстаппен: Ники был легендой нашего спорта. Он многого добился по ходу своей карьеры, а после её завершения оставался добрым, хорошим человеком. Да, я никогда не работал с Ники, но общение с ним всегда было очень приятным. Его смерть – большая утрата для Формулы 1, все мои мысли сейчас с родными и близкими Лауды.

Вопрос: Даниэль, Ники часто заглядывал в моторхоум Red Bull Racing, когда вы выступали за ту команду. Какие воспоминания связаны у вас с Лаудой?
Даниэль Риккардо: Только хорошие, идет ли речь о долгой беседе, коротком разговоре или просто обмене любезностями. Большинство людей, что следят за миром автоспорта, знают Ники как гонщика, который прошел через многие трудности и добился успеха – его карьера не может не восхищать. А мое личное общение с ним всегда было очень добрым, причем даже тогда, когда мы и Mercedes были непримиримыми соперниками. Сейчас все наши мысли с его семьей. Ники оставил славное наследие, мы будем помнить о нём только хорошее.

Вопрос: Шарль, два из трех своих титулов Ники Лауда завоевал с Ferrari. Что значит для вас этот человек?
Шарль Леклер: Мне редко выпадала возможность пообщаться с Ники, но когда это удавалось, он всегда был очень дружелюбен и открыт. Несмотря на все свои достижения, Лауда вел себя очень скромно. Он отличный пример для всех в Формуле 1, нам будет его не хватать.

Вопрос: Спасибо вам всем! Перейдем к предстоящему уик-энду. Шарль, для вас это второе выступление на домашней трассе, но первое – с Ferrari. Очевидно, нынешний этап в Монако для вас особенный, не так ли?
Шарль Леклер: Домашний этап всегда особенный, тем более если приезжаешь на него в цветах Ferrari и с неплохими шансами на хороший результат. Мы приложим максимум усилий. Да, начало сезона выдалось непростым, в Барселоне мы были недостаточно конкурентоспособны в медленных поворотах, но в Монако всегда всё складывается иначе – постараемся переломить ситуацию в свою пользу. Конечно, будет непросто, но мы сделаем всё, что в наших силах.

Валттери Боттас

Вопрос: Валттери, в Монако вам не доводилось финишировать на подиуме, но с таким началом сезона, которое удалось Mercedes, шансы оказаться в первой тройке весьма высоки, не так ли?
Валттери Боттас: В Монако у меня не было удачных гонок, я хочу это изменить. Начало сезона получилось многообещающим для нашей команды, но следует помнить, что трасса в Монако уникальна, для хорошей скорости здесь требуются немного иные качества машины, чем на других автодромах.

В прошлые годы на этих улицах мы были далеко не быстрейшими, даже если в других гонках выглядели отлично, так что мы осторожно оцениваем шансы, но очень хотим изменить привычную ситуацию и выступить по-настоящему здорово. У меня отчасти те же ощущения, что у Шарля, ведь я тоже живу в Монако, мне было бы особенно приятно добиться здесь успеха.

Вопрос: Макс, в предыдущие годы в Монако машины Red Bull Racing были очень быстры. В этот уик-энд вы сможете навязать борьбу Mercedes и Ferrari?
Макс Ферстаппен: В этот раз Mercedes выглядят явными фаворитами. Не думаю, что мы будем столь же конкурентоспособны, как год назад, но поживем – увидим. Уверен, нам по силам побороться за подиум, а за какую конкретно ступеньку – предстоит выяснить.

Вопрос: Даниэль, Макс упомянул прошлогодний этап в Монако. Вы выиграли ту гонку, но на какой результат можете рассчитывать в этот раз?
Даниэль Риккардо: Не знаю, но я приехал сюда с тем же воодушевлением, что обычно. Я живу в Монако, но когда здесь проходит гонка, город преображается, атмосфера просто фантастическая. Посмотрим, на каких позициях мы окажемся по результатам свободных заездов – здесь они начинаются в четверг, что тоже отличает нынешний этап. Я вполне уверен, что мы способны выступить неплохо.

Вопрос: Роберт, в этом сезоне Williams непросто работать с машиной, но можно ли сказать, что этап в Монако вы ждали с особым нетерпением?
Роберт Кубица: К гонке в Монако всегда готовишься как-то особенно, кроме того, мне предстоит впервые выступить здесь после долгого перерыва. В предыдущие годы трасса уже казалась невероятно узкой, а с нынешними машинами, которые и шире, и длиннее, ощущения будут еще более экстремальными.

Всегда здорово мчаться по узким улочкам на машине Формулы 1, но, как вам известно, у нашей FW41 в целом немало проблем, а в Монако проблемы, как правило, только обостряются. Опять же, эта трасса абсолютно уникальна и не похожа ни на какую другую – надеюсь, она всё же подойдет FW41.

Вопрос: В этот уик-энд FIA отмечает особый вклад волонтеров в автоспорт. Что каждый из вас может сказать о роли волонтёров в Формуле 1?
Роберт Кубица: Думаю, немногие из нас представляют себе, какое множество людей участвует в организации гоночного уик-энда – как на трассе, так и за её пределами. Мне хочется каждому из них сказать спасибо! Волонтеры – очень преданные спорту люди, они нам очень нужны.

Макс Ферстаппен

Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: Приятно видеть, как много людей по-настоящему влюблены в Формулу 1, и как много их готово даже рисковать собой ради нас. Надеюсь, нас всех ждет замечательный уик-энд без каких-либо инцидентов!

Вопрос: Шарль?
Шарль Леклер: Как уже было сказано, здорово видеть, как много людей увлечены автоспортом, и как много они делают для автоспорта. Я посетил тренировку маршалов перед Гран При Монако, это было впечатляюще: парни со всей серьезностью относятся к своим обязанностям, посвящают тренировкам немало времени. Было здорово воочию наблюдать подготовку к уик-энду – надеюсь, он будет славным!

Вопрос: Валттери?
Валттери Боттас: Без волонтёров уик-энд вряд ли бы состоялся, так что я очень им благодарен. Я лично знаком с отдельными волонтерами, и мне рассказывали, каких усилий стоит подготовка этапа. Эти люди по-настоящему влюблены в гонки, снимаю перед ними шляпу!

Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: В Монако маршалы всегда поражали своей способностью максимально быстро убрать разбитую машину, чтобы пауза в сессии была максимально короткой. Это потрясающие люди, и здесь у них, пожалуй, лучшие места на трассе! Впрочем, это шутка, а если серьезно, заслуги волонтеров не всегда по достоинству оценивают, но здорово, что в FIA решили посвятить им уик-энд!

Вопрос: (Дэн Натсон) Шарль, гонщики, что живут в Монако, говорят, что в обычные дни могут свободно ходить по улицам. Сейчас вы знаменитый гонщик Ferrari, я везде вижу постеры с вашим изображением – скажите, каково вам передвигаться по городу в свободное от гонок время?
Шарль Леклер: Знаете, в Монако живут и более знаменитые гонщики, чем я. Кроме того, я здесь родился, и моя ситуация несколько отличается. Сами жители Монако привыкли к знаменитостям и редко пытаются завязать разговор, но когда наступает уик-энд Гран При, свободно передвигаться по улицам сложнее – приезжает немало гостей, которым хочется получить автограф или сделать совместное фото. В остальные дни всё намного спокойнее.

В любом случае, домашний уик-энд очень приятен. Я вырос в Монако, для меня большая честь гоняться по этим улицам. Иногда это кажется странным, ведь по этим же улочкам я на автобусе добирался до школы, когда мне было пять или шесть лет. Мчаться по ним на машине Формулы 1 – совершенно непередаваемое ощущение!

Вопрос: (Скотт Митчелл) Шарль, из пяти прошедших гонок в Бахрейне машины Ferrari были более конкурентоспособны. После недавних тестов в Барселоне, где команда пыталась найти причины нехватки скорости, пришлось ли признать, что этап в Бахрейне был исключением из общей картины, или в Ferrari смогли понять, что мешало демонстрировать сопоставимую скорость на прочих автодромах?
Шарль Леклер: На тестах мы выяснили для себя кое-какие моменты. Этого недостаточно, чтобы выступать на уровне Mercedes, но кое в чём мы разобрались – и добились прогресса. Нужно продолжать прилагать усилия, чтобы выявить причины нехватки скорости – наши инженеры делают для этого всё возможное.

Вопрос: (Джордж Бултон) Валттери, мы слышали, каким потрясающим человеком был Ники Лауда. Не могли бы вспомнить самую забавную историю за время вашей работы?
Валттери Боттас: Ники всегда отличали хорошее чувство юмора и прямолинейный характер, он всегда называл вещи своими именами и говорил то, что думает. Иногда это приводило к забавным ситуациям на брифингах, но главное, что я буду помнить, Ники всегда поздравлял меня, когда я добивался успехов, и я видел, что он по-настоящему за меня рад. А когда случались неудачные гонки, с ним можно было поговорить о чем угодно, и он всячески меня поддерживал. Ники сам был примером того, что в жизни и гонках случаются поражения, но они способны сделать тебя сильнее. Он помогал мне сохранять мотивацию, я этого никогда не забуду.

Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, вы четыре раза выступали в Монако, а вашим лучшим достижением здесь было пятое место в 2017-м году. Когда многие вокруг говорят, что сейчас вы на пике формы, отвлекает ли это от задачи добиться более высокого результата на улочках Княжества?
Макс Ферстаппен: Я провел четыре Гран При Монако, надеюсь, проведу еще двадцать. Думаю, у меня впереди немало шансов показать достойный результат.

Вопрос: (Эндрю Франкель) Макс, некоторые из нас видели Гран При Формулы 1 в Зандфорте много лет назад, и сейчас мы воодушевлены возвращением голландского этапа. Скажите, новая трасса будет сильно отличаться от нынешней?
Макс Ферстаппен: Думаю, конфигурация останется такой же, но некоторые повороты сделают профилированными. Приятно, что трасса возвращается в календарь спустя много лет – кстати, неподалеку от неё находится пляж, на котором можно расслабиться после гонки! Гоняться в Зандфорте очень здорово, и я надеюсь, что там мы не будем просто ехать друг за другом от старта до финиша, а сможем сражаться колесо в колесо.

Гран При Монако: Пресс-конференция в среду

Вопрос: Роберт, предстоящий этап наверняка будет для вас непростым, но в Монако вы дважды выигрывали кубок по картингу, дважды поднимались на подиум в Формуле 2, побеждали на спецучастках ралли Монте-Карло. Какое воспоминание, связанное с Монако, вы бы назвали самым приятным?
Роберт Кубица: В Монако я с юных лет выступал довольно успешно. Я впервые гонялся здесь в картинге в 1998 году, это было славное время, а еще мне запомнился мой подиум в Монако в Формуле 1. Раллийная гонка тоже была особенной, но, пожалуй, нам не стоит говорить сейчас о ралли – в этом зале явно больше журналистов, пишущих о Формуле 1!

Вопрос: (Леннарт Блоемхоф) Вопрос ко всем. В прошлом году Даниэль Риккардо обновил рекорд круга в Монако. Если машины с каждым сезоном едут быстрее, становится ли сложнее гоняться по улочкам Княжества?
Даниэль Риккардо: Год назад у меня не возникло сложностей!

Гран При Монако: Пресс-конференция в среду

Вопрос: Но становится ли сложнее?
Даниэль Риккардо: Наверное, для кого-то – да! В целом всё довольно неплохо, ведь и гонщики прогрессируют вместе с машинами. Когда используешь все возможности машины, кажется, что мчишься очень быстро – не важно, проходится ли круг за 1 минуту 10 секунд или за 1 минуту 20 секунд. Но результата не бывает достаточно, и когда год назад я проанализировал свой быстрейший круг, я всё же поймал себя на мысли: «Эй, а вот здесь я мог бы проехать быстрее!»

Валттери Боттас: С ростом скоростей ритм становится всё более интенсивным, но, как заметил Даниэль, гонщики к этому адаптируются, и в конечном итоге любой из нас предпочел бы мчаться ещё быстрее. Впрочем, и с нынешними скоростями уик-энд обещает быть интересным!

Шарль Леклер: Я всего один раз выступал здесь в Формуле 1, и по сравнению с Формулой 2 скорости показались мне невероятными. Ни на одной другой трассе у меня не было таких ощущений, какие были в Монако в квалификации: мы мчались вплотную к защитным барьерам, а перевести дух не было ни единой возможности – это чем-то напоминало картодром! В гонке обгонять здесь практически невозможно, потому круг в квалификации воспринимается особенно ярко.

Вопрос: Макс, с ростом скоростей гоняться в Монако стало сложнее?
Макс Ферстаппен: Наоборот, проще, ведь сейчас уровень сцепления с трассой выше, чем был в 2015-2016 годах, когда машины сильнее скользили. Правда, с нынешними более широкими машинами обгонять практически невозможно: если соперник просто останется посреди трассы, вряд ли удастся что-либо предпринять. Потому крайне важно как можно лучше выступить в квалификации.

Вопрос: Роберт, в этот уик-энд вы ожидаете вызов иного рода, чем в предыдущих Гран При?
Роберт Кубица: Скажем так, я жду особенного опыта. Да, будет непросто, но задача выжать из машины максимум никогда не бывает легкой. Как уже было сказано, с более высоким уровнем сцепления с трассой возрастает и скорость, но и пилотировать с ним отчасти проще. Опять же, при любых обстоятельствах трасса в Монако остается сложной.

Вопрос: (Фил Дункан) Валттери, вместо вас на пресс-конференции должен был присутствовать Льюис Хэмилтон. Как он? Вы беседовали с ним сегодня?
Валттери Боттас: Да, я видел Льюиса – похоже, он в полном порядке. Что касается меня, я просто получил указание от нашего отдела маркетинга явиться на пресс-конференцию, и это всё, что мне известно.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Даниэль, год назад в Монако вы были быстры на протяжении всего уик-энда, но в этот раз ситуация несколько иная. В Renault не испытывают иллюзий насчет собственной конкурентоспособности, а когда вы присоединились к французской команде, вы сами говорили, что не рассчитываете в 2019-м сражаться за победы. Позади уже пять гонок, что вы думаете о своем решении сменить команду, и какие усилия предпринимаются коллективом, чтобы улучшить результаты?
Даниэль Риккардо: Знаете, процесс продолжается. Не скажу, что меня что-то удивило, хотя мы рассчитывали на более высокие результаты, чем те, что есть сейчас. Нам хватает честности перед собой, чтобы признать дефицит скорости, но всё же было бы здорово чаще финишировать седьмым, чем с трудом бороться за попадание в призовую десятку.

Мы не ждем подиума – по крайней мере, в этой фазе сезона – но я по-прежнему наблюдаю то, что убедило меня подписать контракт: каждый сотрудник вносит свой вклад в общее дело, инфраструктура развивается, а уровень мотивации ничуть не снижается. Да, нам потребуется больше времени, но я тоже прилагаю максимум усилий и делаю всё от меня зависящее. Еще я чувствую, что к моим предложениям прислушиваются, и что команда готова набираться опыта и двигаться дальне. Не поймите неправильно – своим прогрессом Renault обязана не одному мне, но, по крайней мере, мои советы оказались полезными.

Пожалуй, я всё же доволен. Конечно, хотелось бы иметь более высокие результаты, но если говорить об обстановке в команде, она меня вполне устраивает. Надеюсь, нас ждет особенный уик-энд, который станет началом успешных выступлений.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Пару лет назад Фернандо Алонсо дебютировал в гонке «500 миль Индианаполиса», и все в Формуле 1 были поражены тем, насколько уверенно выглядел испанец на легендарной американской трассе. Наверняка вам известно, что в этом году Алонсо не удалось пройти квалификацию перед знаменитой гонкой – насколько вас это удивило? Возможно, это доказывает, что сложность задачи оказалась недооцененной?
Даниэль Риккардо: Я никогда не управлял машиной IndyCar и не выступал на скоростных овалах, не представляю, насколько это может быть сложно или легко, потому у меня не было каких-то ожиданий от выступления Фернандо Алонсо. Да, я был уверен, что он способен сразу показать хорошую скорость, ведь Фернандо очень талантливый и чрезвычайно целеустремленный гонщик – кажется, в 2017-м он убедительно это продемонстрировал, не так ли? Но этот год показал, что хороший гонщик, безусловно, важен, однако при предельно плотной борьбе многое решают настройки и прочие факторы. Я не в курсе обстоятельств, но для успеха сработать должно абсолютно всё. Кроме того, с гоночными машинами всегда так: иногда она послушна, а иногда ты её буквально ненавидишь, и у Фернандо в этот раз, похоже, было второе, что очень досадно. Алонсо пришел из Формулы 1, нам всем очень хотелось, чтобы он выступил максимально здорово, но по неясным мне причинам этого не случилось.

Валттери Боттас: Мне практически нечего добавить, так как я не следил за выступлением Фернандо. Я слышал, что у него были какие-то проблемы на тренировках, и что он не прошел квалификацию, но до этих новостей я вовсе был не в курсе, что Алонсо планирует выступить в «500 милях Индианаполиса».

Роберт Кубица: Я предпочел бы не комментировать ситуацию, о которой у меня крайне мало информации. По одним лишь результатам легко прийти к неправильным выводам. Мы знаем, что Фернандо отличный гонщик, и пару лет назад он уже в дебютной для себя гонке «500 миль Индианаполиса» имел шансы на победу. В этот раз не получилось, но и сказать об этом в принципе нечего.

Вопрос: (Максимилиан Вердль) Шарль, после непростого начала сезона как бы вы охарактеризовали атмосферу внутри Ferrari?
Шарль Леклер: Как спокойную. Мы все прилагаем максимум усилий, инженеры стараются разобраться в проблемах и добиться прогресса, но обстановка в коллективе спокойная, и это как раз то, что нам необходимо.

Вопрос: (Пьер ван Влие) Щарль, рассчитываете ли вы, что дождь может помочь вам в сражении с Mercedes и Red Bull Racing? Если да, насколько высоки ваши шансы одержать дебютную победу в свой домашний уик-энд?
Шарль Леклер: В Монако даже на сухом асфальте гонка напоминает лотерею, в дождь непредсказуемости будет еще больше, и ситуация может сложиться как в вашу пользу, так и нет, но интереса точно прибавится! Не знаю, поможет ли нам непогода, но лично я бы не отказался от мокрого асфальта в квалификации. В Монако дождь случается не так уж часто, так что было бы любопытно.

Вопрос: (Даниэль Ортелли) Макс, насколько вы удивлены конкурентоспособностью силовой установки Honda в этом сезоне? Считаете ли вы, что она достаточно хороша для здешней трассы, даже если силовые установки в Монако – не определяющий фактор?
Макс Ферстаппен: Я не удивлен, поскольку все параметры были запланированы, и в Honda предоставили нам ровно то, что обещали. Это постоянный процесс, который протекает довольно успешно, и лично я очень доволен нашим сотрудничеством с Honda. Партнеры со всей серьезностью относятся к поставленным задачам, очень профессионально подходят к решению вопросов – работа с ними всегда оставляет приятное впечатление. Конечно, мы знаем, что должны добиться прогресса, причем не только в части мотора, но и в части шасси. Red Bull Racing и Honda тесно сотрудничают ради общей цели, ну а если говорить о здешней трассе – да, в Монако мы, как правило, выглядим конкурентоспособнее, чем на многих других этапах чемпионата.

Вопрос: (Джордж Бултон) Шарль, вы выросли в Монако – помните ли вы, как наблюдали за гонкой вместе с друзьями? Пожалуй, в этот уик-энд вы самый популярный человек в Княжестве – какие ощущения вы испытываете, и нет ли дополнительного прессинга?
Шарль Леклер: Кажется, я впервые смотрел Гран При Монако в четыре года. Та картинка навсегда осталась в моей памяти: я в гостях у своего друга в квартире неподалеку от выхода из первого поворота играю в машинки и одновременно наблюдаю за гонкой. Кажется, Михаэль Шумахер тогда выступал в Ferrari, и красные машины я видел чаще, чем машины других команд. Мне всё это очень нравилось, и я мечтал однажды оказаться в Формуле 1. Как я уже говорил, здорово иметь возможность выступить в домашней гонке!

Вопрос: (Ариан Шутен) Макс, кажется, год назад ошибка в Монако стала для вас последней в том сезоне – больше оплошностей вы не допускали. Все говорят, что с тех пор вы стали более зрелым гонщиком, вы с этим согласны?
Макс Ферстаппен: Думаю, я стал более зрелым гонщиком не после ошибки, а в целом. Я повзрослел, приобрел больше жизненного опыта, но знаете, иногда нужно совершать ошибки, чтобы становиться лучше – видимо, прошлогодний инцидент в Монако был из этой серии.

Вопрос: (Луиш Васконселош) Валттери, вам уже доводилось начинать гонку с поула, но терять лидерство на первых метрах дистанции. Трасса в Монако, пожалуй, то самое место, где уж точно не хочется терять позицию в момент старта – скажите, удалось ли разобраться с проблемами, что были у вас в Барселоне, и какие меры были предприняты, чтобы эти проблемы не повторились?
Валттери Боттас: Мы подробно всё изучили, как я работал, как вела себя машина. Сейчас мы понимаем причину случившегося. Из-за того, что сцепление ведущих колёс с асфальтом было на пределе, сцепление передавало крутящий момент нестабильно. И мы внесли коррективы, чтобы это предотвратить. Будем надеяться, больше такого не повторится.

Перевод: Валерий Карташев

Источник