Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Гран При Германии: Пресс-конференция в воскресенье
1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Даниил Квят (Toro Rosso)
Вопрос: (Мартин Брандл) Макс, невероятная гонка! Вам пришлось провести пять пит-стопов, но вы всё же добились победы, продемонстрировав невероятный пилотаж!
Макс Ферстаппен: Такую гонку приятно выиграть! Сегодня было по-настоящему непросто принимать верные решения, на дистанции требовалось всё время сохранять 100% концентрацию. В какой-то момент на сликах меня развернуло на 360 градусов – ничего, мне даже понравилось!
Чтобы победить сегодня, нужно было допустить как можно меньше ошибок в очень сложных условиях – здорово, что нам это удалось!
Вопрос: (Мартин Брандл) Сегодня многое зависело от способности сохранять спокойствие и действовать осмотрительно. Вы очень молоды, но в непростых условиях смогли избежать ошибок, чего не удалось многим вашим соперникам...
Макс Ферстаппен: Что ж, с каждым годом я становлюсь опытнее и сейчас очень доволен своим выступлением!
Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, примите поздравления! Наверняка вы очень довольны своим прорывом с двадцатого места на второе, не так ли?
Себастьян Феттель: Какая длинная гонка! В какой-то момент мне казалось, что она никогда не закончится. Но я здорово повеселился. Условия были очень сложными, и трудно понять, как разумнее всего действовать. Но я просто счастлив.
Вопрос: (Мартин Брандл) Нам показалось, что в начале гонки у вас были проблемы с турбиной – на первых кругах вам не хватало скорости, но позднее вы оказались очень быстры. Как обстояли дела?
Себастьян Феттель: Проблем не было, просто потребовалось некоторое время, чтобы войти в ритм. В начале гонки я не мог освоиться с промежуточными шинами. Я почти не допускал ошибок, но до чего же длинной получилась гонка – я даже не помню всего, что в ней происходило. Мои поздравления Максу – он великолепно выступил. А я был сосредоточен на том, чтобы атаковать каждую следующую машину.
Вопрос: (Мартин Брандл) В какой момент вы поняли, что претендуете на подиум?
Себастьян Феттель: Перед последним сейфти-каром я понял, что мой темп намного выше, чем у соперников, и я мог обгонять. Всё шло без проблем. Я был немного быстрее и правильно планировал обгон. Я видел, что соперники осторожничали в первом повороте, поэтому взвинчивал темп, попадал в зону DRS и атаковал на задней прямой.
Вопрос: (Мартин Брандл) Даниил, для вас это не первый подиум, но наверняка он очень приятен, верно?
Даниил Квят: Это невероятно! Потрясающе, что нам удалось снова подняться на подиум после стольких лет, для Toro Rosso это невероятно здорово! Гонка была безумная, но мне всё-таки удалось всё собрать воедино, и я очень рад этому подиуму!
Вопрос: (Мартин Брандл) Были ли по ходу гонки моменты, когда ситуация казалась вам слишком опасной?
Даниил Квят: Эта гонка целиком напоминала фильм ужасов с элементами чёрной комедии! (смеётся) Пришлось непросто, и я уже думал, что гонка для меня закончена, но потом ситуация вновь менялась к лучшему. Это были настоящие русские горки, и то, что происходило на трассе, можно сравнить с моей карьерой!
Вопрос: (Мартин Брандл) Совсем скоро у вас и Келли Пике родится первенец.
Даниил Квят: Дочка родилась минувшей ночью!
Вопрос: (Мартин Брандл) Фантастическая новость, примите поздравления!
Даниил Квят: Большое спасибо!
Вопрос: Макс, невероятная гонка! Что вы чувствуете, и как эта победа смотрится на фоне шести предыдущих?
Макс Ферстаппен: Интересно, вы каждый раз будете спрашивать меня, как очередная победа выглядит на фоне предыдущих? Не знаю, каждая победа особенная, но сегодняшняя очень приятна, поскольку она была добыта в очень непростых условиях. От нас требовалась предельная сосредоточенность, мы не могли позволить себе допустить слишком много ошибок. Сейчас я мог бы сказать, что тот разворот на 360 градусов сделал специально для болельщиков, но на самом деле держаться на траектории с шинами Medium было очень сложно, резине сильно не хватало сцепления.
Сегодня многое решил постоянный радиообмен между мной и командой. Мы своевременно реагировали на ситуацию, что помогло выиграть эту гонку. На первых кругах я находился за Валттери Боттасом и в возмущенном потоке воздуха не мог ехать в своем темпе, но когда опередил обоих гонщиков Mercedes, показал всю нашу скорость. Кроме того, на свободной трассе я эффективнее берег ресурс шин и в целом держал ситуацию под контролем.
Вопрос: Себастьян, для вас это 50-й подиум за время выступления в Ferrari! После неудачи в квалификации вам удался потрясающий прорыв в гонке, уик-энд получился эмоциональным, не так ли?
Себастьян Феттель: В субботу я, команда и болельщики рассчитывали на успешный результат в квалификации, но все остались разочарованы. Тем не менее, даже с последней стартовой позиции я с воодушевлением ждал гонку, ведь в дождевых условиях возможно всякое. Гонка выдалась ещё более сумасшедшей, чем я предполагал, но сейчас я очень рад за себя и команду.
Ferrari переживает очень непростой период. Мы работаем на пределе, допускаем ошибки, занимаем не те позиции, на которых хотим быть, но должны продолжать верить в свои силы, и тогда наше время снова придет. Я счастлив показать хороший результат в своей домашней гонке, и мне было особенно приятно видеть реакцию болельщиков на последних кругах дистанции – каждый раз, когда я проезжал мимо, они активно меня приветствовали!
Сегодня нам пришлось много раз принимать решения, радиообмен между мной и командой был очень интенсивным, но мы все сохраняли спокойствие и старались сработать максимально эффективно. В большинстве ситуаций мы действовали верно, иногда допускали небольшие ошибки, но в целом довольно чисто провели гонку, что стало залогом хорошего результата. На последних кругах с резиной Soft я был очень быстр и смог отыграть позиции, притом я сам был удивлен тому, что оказался в лидирующей группе, ведь незадолго до этого ехал за пределами призовой десятки. Здорово, что всё сложилось именно так, я очень этому рад!
Вопрос: Даниил, вам удалось отметить рождение дочери блестящим выступлением в гонке! В какой момент вы поняли, что сражаетесь за подиум?
Даниил Квят: Для всех нас это была невероятная гонка. Её начало получилось так себе, я ехал в районе десятой позиции и рассчитывал разве что на несколько очков. В первый раз мы неудачно выбрали момент для перехода на слики, но во второй раз сориентировались идеально: когда я увидел, что другие гонщики еще не перешли на слики, я подумал – вот он наш шанс, и не ошибся, так как вскоре оказался третьим. Мне удалось пройти Лэнса Стролла в борьбе за второе место, а далее оставалось лишь надеяться, что гонщики на более быстрых машинах не успеют догнать меня до финиша.
Я очень рад подиуму, для меня и Toro Rosso это фантастический результат! С предыдущего подиума Себастьяна Феттеля прошло одиннадцать лет, сегодня все в коллективе буквально счастливы, ну а я хотел бы посвятить этот успех свой подруге Келли и нашей дочке!
Вопрос: (Люк Смит) Даниил, в последние два года ваша карьера складывалась непросто. Насколько приятно после всех трудностей добиться такого впечатляющего результата и отплатить Toro Rosso за оказанное доверие?
Даниил Квят: Вы правы, предыдущие несколько лет были для меня не самыми простыми. Временами было по-настоящему трудно, и мне казалось, что о Формуле 1 придется забыть, что подиума уже никогда не удастся добиться, но жизнь убедительно доказывает: если продолжать работать и не позволять себе сдаваться, многое становится возможным. Именно это и случилось сегодня.
Гонка была очень сложной, но мне удалось удержать всё под контролем, и сейчас у меня словно гора с плеч! Я много работал на этот результат, его можно считать своего рода заявлением: я готов на регулярной основе сражаться за очень высокие позиции!
Вопрос: (Ариан Шутен) Макс, сегодня многие опытные гонщики допускали ошибки, но вам, как заметил Кристиан Хорнер, даже в самых сложных обстоятельствах удается действовать безупречно. За счёт чего вы настолько конкурентоспособны в дождевых условиях?
Макс Ферстаппен: Видимо, дело в тренировках – в юности я часами практиковался на мокрой трассе вместе с отцом, который в своё время неплохо гонялся в дождь. Он всегда давал мне очень дельные советы. Правда, дело не только в пилотаже – на мокрой трассе нужно внимательно следить за обстановкой вокруг и принимать верные решения. Здесь, как и в жизни в целом, очень помогает опыт. Когда у тебя за плечами более 90 Гран При, ты лучше оцениваешь ситуацию и реагируешь более правильно.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Вопрос ко всем. Уверен, для каждого из вас сегодняшний результат особенный, но еще более особенный он для Хельмута Марко, под чьим началом вы все были на определенной стадии своей карьеры. Не могли бы вы вспомнить пару историй, связанных с доктором Марко? Какую роль он сыграл в вашем становлении? Себастьян, начнем с вас.
Себастьян Феттель: Он по-прежнему регулярно мне звонит – к счастью, не так часто, как раньше! Я нисколько не скучаю по его сообщениям в 7 утра с вопросом: «Чем занимаешься?»
Макс Ферстаппен: Я отвечаю: "тренируюсь в спортзале".
Даниил Квят: А я: "бегаю".
Себастьян Феттель: Макс, видимо, на случай сообщений от Хельмута ты создал в телефоне быстрый ответ «я в спортзале»!
У доктора Марко потрясающая способность замечать молодых талантливых гонщиков на ранней стадии их карьеры. Да, это довольно жесткий и весьма прямолинейный специалист, но со временем к этому адаптируешься. Я очень благодарен доктору Марко за его поддержку – уверен, то же самое могут сказать Макс и Даниил.
Воспоминания? Знаете, их много, какими-то можно поделиться, какими-то – нет. С Хельмутом всегда было довольно весело, я по-прежнему поддерживаю с ним связь и очень ценю его уже как друга.
Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: Я общаюсь с Хельмутом практически каждый день. В своё время он пошел на риск, пригласив меня в Toro Rosso, когда я был слишком молод. Собственно, я и сейчас молод, но тогда мне было совсем мало лет.
Себастьян Феттель: Ну, теперь-то ты не так уж молод.
Макс Ферстаппен: Постарел?
Себастьян Феттель: Стал старше.
Макс Ферстаппен: Да, старше.
Даниил Квят: Ты выглядишь старым!
Макс Ферстаппен: Уже? Что ж, в таком случае мне нужно лет через пять уйти на пенсию! Неужели я выгляжу старше тебя, Даниил?
Даниил Квят: Не знаю.
Себастьян Феттель: Эй, да я выгляжу старше вас обоих!
Макс Ферстаппен: Вернемся к вопросу. Хельмут – настоящий гонщик, притом несмотря на свой возраст он прекрасно разбирается в вопросах спорта. Он не терпит долгих и бессмысленных рассуждений или оправданий: если ты допустил ошибку – виноват сам, если сработал хорошо – честь тебе и хвала. Когда беседуешь с ним, лучше сразу сказать, ошибся ли ты сам, или что-то пошло не так, чем сочинять пространный ответ – этого он не приемлет. Впрочем, я воспитывался в такой манере, отец относился ко мне не менее требовательно, если не более.
Здорово, что в нашей команде есть такой специалист как Хельмут Марко. Он по-прежнему играет очень важную роль, мы вместе пережили немало ярких моментов – надеюсь, в будущем таких моментов будет еще больше.
Вопрос: Даниил?
Даниил Квят: Хельмут? Да, за годы карьеры мне от него досталось даже больше, чем Максу и Себастьяну! Этот человек сыграл особую роль в жизни каждого из нас, мы все безмерно благодарны ему за личностное развитие и профессиональный прогресс. Можно сказать, своим подиумом я во многом обязан доктору Марко.
Воспоминания? Как сказал Себастьян, есть те, которыми можно поделиться, но много и тех, которые лучше оставить при себе. Применительно к сегодняшней гонке я бы вспомнил вот такой случай: много лет назад во время моих первых дождевых тестов в Формуле BMW я проехал на три или четыре секунды медленнее лучшего результата, после чего Хельмут махнул рукой и сказал – в условиях дождя ты ни на что не годишься!
Макс Ферстаппен: А ты здорово копируешь его интонацию!
Даниил Квят: Сказываются годы активного слушания! Да, Марко всегда довольно жестко оценивает результаты, но в большинстве случаев он абсолютно прав. И пусть поначалу принять такую критику довольно сложно, далее ты анализируешь сказанное и прогрессируешь. Хельмут всегда даёт гонщику шанс, если он того заслуживает, и я очень ему благодарен.
Макс Ферстаппен: Ты по-прежнему отвечаешь на его звонки и сообщения в 7 часов утра?
Даниил Квят: Да! Благодаря Хельмуту я стал стабильно просыпаться в 7 утра!
Макс Ферстаппен: А я просто выключаю телефон и отвечаю на сообщения после 9 часов. Так гораздо лучше, иначе в случае с Марко пришлось бы просыпаться каждые три часа, чтобы ответить на звонок!
Даниил Квят: Думаю, с твоими результатами ты можешь позволить себе спать хоть полудня!
Вопрос: (Джо ван Бьюрик) Мои поздравления всем и отдельно Даниилу Квяту с рождением дочери! Вопрос для Себастьяна и Макса. Сегодня вы доказали, что Mercedes можно одолеть, притом вам удалось сделать это в домашней для соперников гонке. Можно ли сказать, что борьба за победу в чемпионате вновь обостряется?
Макс Ферстаппен: Не знаю, у Mercedes слишком большой отрыв в обоих зачетах.
Вопрос: Вы уступаете Льюису Хэмилтону 62 очка...
Макс Ферстаппен: И это довольно много, не так ли? Чтобы сократить отставание, нужно выиграть как минимум две гонки при сходах у Mercedes, притом они по-прежнему остаются доминирующей силой.
Сегодня условия выдались непростыми, допустить ошибку не составляло труда – Mercedes не повезло, мы сработали намного лучше, но нам по-прежнему нужно приложить немало усилий, чтобы сражаться с Льюисом и Валттери за победу в каждой гонке. Когда удается заработать больше очков, чем Mercedes, это очень приятно!
Себастьян Феттель: Мне нечего добавить. До конца сезона еще много гонок, всякое может случиться, но вряд ли мы можем рассчитывать, что в оставшихся Гран При гонщики Mercedes не заработают ни одного очка – скорее наоборот, они по-прежнему будут занимать высокие места. Мы должны обеспечить собственный прогресс и создать для соперников достаточный прессинг, ведь только так можно изменить ситуацию. Впрочем, для этого должны постараться и в Ferrari, и в Red Bull Racing.
Вопрос: (Даниэле Спарисци) Себастьян, после неудачи в квалификации можно ли сказать, что для вас это второе место сродни победе? Вы выступили очень здорово, примите поздравления!
Себастьян Феттель: Макс финишировал первым, так что о победе говорить не приходится. Но если учесть, как складывалась гонка, и тот факт, что я стартовал последним, думаю, мы можем быть довольны тем, как сумели отыграться. Было очень непросто, мы легко могли оступиться, но всё же постепенно прорывались через пелотон.
Я счастлив выступать в Германии и надеюсь, что мой домашний Гран При сохранит своё место в расписании сезона. Это важно не только для выступающих в Формуле 1 немецких гонщиков - меня и Нико Хюлкенберга, но и для многочисленных болельщиков, пришедших сегодня на трибуны. Несмотря на неблагоприятную погоду, были проданы практически все билеты. Гонка выдалась замечательной, и было бы очень досадно в будущем её лишиться.
Не знаю, насколько велик шанс сохранить Гран При Германии, но многие очень любят эту гонку, вкладывают в неё немало сил… Надеюсь, решение будет принято исходя из здравого смысла, а не толщины кошелька. Есть гонки, которые просто мы не можем позволить себе потерять – скажем, этапы в Монце и Сильверстоуне.
У Германии и Испании богатая спортивная история, и было бы досадно лишиться любого из этих Гран При и отправиться туда, где организаторы заплатят миллионы долларов за право принять у себя Формулу 1, а на трибунах будет совсем мало зрителей. Нам, гонщикам, такое решение покажется глупым, мы бы предпочли гоняться здесь, ближе к Нидерландам, откуда всегда приезжает немало голландских болельщиков.
Макс Ферстаппен: Сегодня было непросто отвлекаться на трибуны – там было много оранжевого и красного, а эти цвета не очень-то совместимы!
Себастьян Феттель: Брось, они во многом схожие. Лично я поддержку со стороны людей в оранжевом воспринимал на свой счет!
Вопрос: Это когда они вставали со своих мест?
Себастьян Феттель: Не важно, наблюдать такую реакцию всегда приятно. Как мне кажется, немецким и голландским болельщикам будет непросто отправиться на гонку в далекую от родных мест страну, но давайте вернемся к вашему вопросу.
Да, Ferrari переживает непростой период, недавние проблемы в квалификации показывают, что есть области, требующие внимания, но при всём этом важно сохранять присутствие духа и всячески поддерживать коллектив.
Внутри Ferrari мы стараемся подбадривать друг друга и надеемся на такую же реакцию извне. Знаю, болельщики на нашей стороне, но иногда от журналистов приходится слышать много критики. Нужно поддерживать сотрудников, которые целеустремленно работают с полной самоотдачей.
Мне не меньше вашего хочется как можно скорее увидеть желаемые результаты, но это не произойдет в момент. Мы знаем, в чем необходим прогресс, активно над этим работаем, и я лишь надеюсь, что болельщики проявят терпением и дадут нам время. В целом я с вами согласен, для нас это второе место словно небольшая победа.
Вопрос: (Леннарт Блоемхоф) Сегодняшняя гонка выдалась очень зрелищной. Какое место она займет в вашем личном рейтинге самых захватывающих Гран При?
Даниил Квят: Вы сами видели, насколько непредсказуемой была эта гонка. Первый дождевой Гран При за долгое время, новые шины – никто не знал, как эффективно с ними работать. На первых кругах было слишком много брызг, затем трасса начала подсыхать, и возник непростой вопрос о переходе на слики.
Было важно не допустить слишком много ошибок, хотя в таких условиях заблокировать колеса и широко выйти из поворота не составляло ни малейшего труда. Вдобавок требовалось принимать верные решения в нужный момент времени – уверен, со стороны наблюдать за гонкой было очень здорово, зрителям по-настоящему повезло!
Макс Ферстаппен: Нечто подобное было в Бразилии в 2016-м, когда мы постоянно переходили с промежуточных шин на дождевые и обратно. Да, тогда мы даже не пытались задействовать слики – кажется, никто не рискнул это сделать.
Себастьян Феттель: Да, в Бразилии никто не рискнул.
Макс Ферстаппен: Возможно, в тот уик-энд ситуация несколько отличалась, но и сегодняшняя гонка, определенно, была одной из самых непростых.
Себастьян Феттель: У меня было немало сложных гонок, но эта – одна из наиболее сумасшедших за долгое время. Еще один пример – Гран При Бразилии 2016 года, о котором говорил Макс. Когда условия на трассе постоянно меняется, гонщикам приходится очень трудно. Сегодня многие провели пять пит-стопов, а кое-кто даже больше! Еще непростые гонки были в Бразилии в 2012-м и в Корее в 2010-м.
Макс Ферстаппен: А как же Гран При Малайзии в 2009-м?
Вопрос: Когда гонку остановили после 36-го круга, верно?
Себастьян Феттель: Я сошел с дистанции еще раньше, когда мою машину развернуло на трассе, но не скажу, что та гонка была по-настоящему сумасшедшей. Намного сложнее приходится тогда, когда условия постоянно меняются, и вы должны принимать разные решения в разные моменты времени.
Это непросто, приходится постоянно балансировать на грани, но ощущения самые захватывающие, ведь ситуация может измениться в любую минуту. Бывают гонки, когда ты атакуешь на протяжении десятков кругов, но отыгрываешь у соперника всего полсекунды, а вот в условиях непогоды можно легко отыграть или потерять сразу пять секунд!
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Себастьян, сегодня многие гонщики ошибались на стадионном участке трассы, а именно Льюис Хэмилтон, Шарль Леклер и Нико Хюлкенберг. Спустя год после вашей досадной ошибки в Хоккенхайме испытываете ли вы облегчение от того, что весь мир, наконец, убедился, насколько легко в подобных условиях угодить в неприятности?
Себастьян Феттель: Нет, не испытываю. В защиту парней могу сказать, что они все прекрасно знают своё дело, а ошибки иногда случаются.
Людям не следует критиковать Льюиса, Шарля и Нико, ведь в гонке условия были слишком сложные, мы все допускали небольшие оплошности на разных участках трассы. Да, кому-то не повезло ошибиться сильнее, но таковы гонки. В наше время людям свойственно слишком быстро делать выводы, но я этих людей не слушаю, как не слушают их Хэмилтон, Леклер и Хюлкенберг. В дождь ошибки случаются, таков наш спорт.
Перевод: Валерий Карташев
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность