Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Гран При Франции: Пресс-конференция в пятницу
Участники: Клэр Уильямс (Williams), Фредерик Вассёр (Alfa Romeo), Сирил Абитебул (Renault), Лоран Мекис (Ferrari), Зак Браун (McLaren)
Вопрос: Первый вопрос – к трем присутствующим здесь французам. Что значит для вас домашний уик-энд? Вы помните свой первый визит на автодром Поль-Рикар?
Фредерик Вассёр: Я впервые приехал на эту трассу в начале 1990-х, когда работал в Формуле Renault. Гонка проходила в рамках уик-энда Гран При Франции, мы стартовали из последних рядов, но первое впечатление все равно было приятным. К домашнему этапу подход всегда несколько иной, ожидания выше, чем обычно, но нужно сохранять спокойствие и рассматривать этот этап как один из многих.
Вопрос: Сирил, эта гонка – домашняя для вас и для команды Renault...
Сирил Абитебул: Давайте проведём эту пресс-конференцию на французском. Нам надоело постоянно говорить на английском. Большинство участников здесь – французы, поэтому мы будем говорить на французском!
Прошу прощения, продолжим на английском. Приятно вернуться во Францию. У меня нет каких-то особенных воспоминаний о гонках на Поль-Рикар, поскольку когда я начал работать в Формуле 1, Гран При Франции проводился в Маньи-Кур. Я впервые приехал сюда на презентацию и тесты машины Renault – она тогда была оформлена в цветах Mild Seven, и было это, кажется, в 2004 году. Помнится, на тех тестах мы проехали какое-то невероятное количество километров.
Что касается нынешнего уик-энда, я не чувствую какого-то дополнительного прессинга. Для нас это скорее возможность встретить больше людей, желающих команде отличного результата. К прошлогоднему Гран При Франции было много замечаний – в частности, люди жаловались на автомобильные пробки, но в этот раз организаторы постарались максимально всё учесть. Да, место здесь фантастически красивое, но географические ограничения никто не отменял.
К сожалению, мы очень мало говорим о важных мероприятиях, которые проводят организаторы гонки – например, в четверг паддок посетило 10.000 мальчишек и девчонок, этим детишкам было безумно интересно вживую понаблюдать за работой команд Формулы 1. Мы часто жалуемся, что подрастающему поколению наш спорт уделяет недостаточно внимания, и если организаторы делают нечто, чтобы исправить эту ситуацию, мы должны отметить их усилия.
Вопрос: Благодарю вас! Лоран?
Лоран Мекис: Родители впервые привезли меня на эту трассу в 1988 году. Сирил говорил о мероприятии для детишек – я имел возможность побеседовать с представителями школ, которых пригласили организаторы – это действительно стоящая инициатива. Для меня Формула 1 началась с трибуны на автодроме Поль-Рикар. Конфигурация здесь более сложная для Ferrari, чем в Монреале, но мы постараемся сработать уверенно.
Вопрос: Фредерик, предыдущие несколько гонок оказались очень непростыми для Alfa Romeo. Какие сложности возникли с машиной, насколько вы близки к решению проблем?
Фредерик Вассёр: Вы правы, предыдущие два-три этапа были особенно непростыми. Борьба настолько плотная, что всё решают мельчайшие нюансы. В Монако на тренировках мы стабильно держались в первой десятке, но ошиблись в квалификации и были вынуждены стартовать с последних рядов. Нам нужно лучше раскрывать потенциал машины. В недавних гонках команда заметно уступала соперникам, но в этот уик-энд мы рассчитываем вернуться в сражение в середине пелотона и заработать очки обеими машинами.
Вопрос: Антони Джовинацци недавно получил приз имени Лоренцо Бандини. Как вы оцениваете прогресс своего гонщика?
Фредерик Вассёр: Судя по тому, что в Монако и Монреале Антонио практически не уступал Кими Райкконену на тренировках и в квалификации, он явно прогрессирует. Трассы в Монако и Монреале были для Антонио новыми, это же самое можно сказать о Поль-Рикаре, но далее его ждут знакомые автодромы, где он будет выглядеть увереннее.
Вопрос: Сирил, в Канаде команда Renault заработала очки двумя машинами. В четверг Нико Хюлкенберг сказал, что RS19 хватало скорости, но мешали чисто человеческие ошибки. Вы согласны с таким мнением?
Сирил Абитебул: На 100%. Конечно, результат в Монреале был очень приятным, но, как мне кажется, гораздо важнее было прекратить череду постоянных ошибок. В самом результате нет ничего удивительного – он вполне ожидаемый. Главное, мы прервали серию неудачных выступлений.
Не скажу, что гонку в Монреале мы провели безупречно. Было немало чисто человеческих ошибок, причем в разных подразделениях, и вы наверняка спросите меня – а где санкции? Понимаю, мы живём в мире, где все ждут скорых выводов и наказаний, но я не верю в эффективность таких методов. Главное, что несмотря на многочисленные проблемы в совершенно разных областях, мы сумели сохранить концентрацию и выступили очень здорово. Впрочем, те результаты нужно повторить, успех в Монреале не должен остаться единственным в своем роде.
Вопрос: К этому уик-энду команда подготовила немало новинок. Как они показали себя в первой тренировке?
Сирил Абитебул: Пока рано делать выводы, ведь в первой тренировке на результаты во многом влияет постепенное улучшение состояния трассы. На многих участках здесь сменили асфальт, и будет интересно взглянуть, как дальше будут меняться условия – это очень важно учесть при выборе настроек. Пока у нас нет ни причин для беспокойства, ни особых поводов для оптимизма, нужно продолжить работу и тщательно проанализировать всю собранную информацию.
Вопрос: В Кубке Конструкторов Renault уступает McLaren всего два очка. Какие цели стоят перед командой до конца сезона?
Сирил Абитебул: Цели не изменились. Нам хотелось бы, как и в прошлом году, закончить сезон на четвертом месте в Кубке конструкторов, сильнее оторваться от соперников из середины пелотона и оказаться чуть ближе к ведущим командам.
Мы понимаем, что на сокращение отставания от лидеров потребуется пара лет, бесполезно надеяться, что это произойдет за одно межсезонье, но McLaren мы должны постараться опередить.
Минувшей зимой в McLaren добились существенного прогресса, у них хорошее шасси и весьма неплохой мотор – думаю, нас ждет острое сражение, но мы этому только рады! McLaren – широко известный бренд, они тоже строят дорожные машины, возможность побороться с ними нас очень воодушевляет!
Вопрос: Зак, продолжим с вами. В Renault рассчитывают на четвертое место в Кубке конструкторов, насколько в McLaren уверены в том, что сумеют его удержать?
Зак Браун: Мы приложим для этого максимум усилий. Сражение в середине пелотона очень напряженное, команда Renault выглядит весьма уверенно, и то же самое можно сказать ещё о трёх-четырех командах. За счет одного успешного уик-энда Renault удалось подняться с восьмого места на пятое и оказаться всего в двух очках позади McLaren, и мы понимаем: любая другая команда может сработать на таком же высоком уровне, для нас самих всё может сложиться менее удачно, и ситуация быстро изменится. Потому нужно продолжать выкладываться на пределе.
У McLaren хорошее шасси и хороший мотор, наши гонщики конкурентоспособны, а команда не допускает откровенных промахов в работе – всё это очень радует. Думаю, нас всех ждет по-настоящему захватывающее сражение!
Вопрос: В этом сражении многое будет зависеть от скорости доработки машины. В чем сильные и слабые стороны MCL34, и насколько легко для команды её дорабатывать?
Зак Браун: В одних поворотах MCL34 очень быстра, а в других ей немного не хватает скорости. Думаю, в любой команде прекрасно понимают особенности своей машины и знают, в каком направлении нужно двигаться. У нас совершенно четкое представление, на какие области следует обратить внимание, на эти области и направлены усилия наших специалистов. Как вы заметили, многое решит скорость доработки. Сейчас четвертое и девятое места в Кубке Конструкторов разделяют всего несколько десятых, успех будет зависеть от прогресса машины и безупречной исполнительской дисциплины.
Вопрос: Ландо Норрис сказал, что сезон складывается для него неровно. Как вы оцениваете результате его первых семи гонок за McLaren?
Зак Браун: Думаю, Ландо сработал очень неплохо. Он был быстр, не допускал свойственных новичкам ошибок и с каждым уик-эндом набирался опыта. Карлос Сайнс для него – отличный ориентир. Понятно, что у самого Ландо весьма высокие ожидания, и с его точки зрения сезон воспринимается как череда взлетов и падений, но мы считаем, что пока он полностью оправдывает наши надежды и выступает впечатляюще.
Вопрос: Клэр, второй уик-энд подряд первую тренировку за Williams проводит Николас Латифи. Как вы оцениваете его прогресс?
Клэр Уильямс: Николас нам очень помогает. Все, кто с ним знаком, отзываются о нем только положительно, и нам очень приятно видеть его в Williams. Он провел за команду несколько пятничных тренировок – в Канаде работал с машиной Роберта, а здесь на одну сессию занял место Джорджа. Николас довольно быстро осваивается в коллективе и прекрасно понимает, что от него требуется. В пятницу командам важно оценить подготовленные модификации, Николас совершенно четко следует запланированному инженерами графику.
Вопрос: Было здорово наблюдать за тем, как Джордж Расселл сражался с Кевином Магнуссеном и Александром Элбоном в Канаде. Как обстоят дела с доработкой машины, какие модификации готовит команда?
Клэр Уильямс: Потрясающе, мы сражаемся за пятнадцатое место! На самом деле, никого в Williams такое положение дел не радует, но мы должны находить позитивные стороны, особенно если учесть, что в начале сезона мы стабильно квалифицировались на девятнадцатом и двадцатом местах и на них же финишировали. Наша машина очень надежная, и вполне ожидаемо, что при сходах у соперников мы оказались на более высоких позициях, но все же приятно, что в предыдущих Гран При Джордж финишировал впереди нескольких гонщиков.
На базе Williams сотрудники изо всех сил стараются готовить новинки к каждому этапу, в предыдущие уик-энды мы представили несколько важных решений, направленных на компенсацию слабых сторон FW42. Работа продолжается, мы должны прогрессировать более быстрыми темпами. Ближе к летнему перерыву, если получится, мы представим довольно большой пакет обновлений – посмотрим, как с ним изменятся наши результаты. Позади всего треть сезона, приятно наблюдать, как мы постепенно прогрессируем от этапа к этапу, нужно продолжать в том же духе.
Вопрос: Лоран, ближе к вечеру стюарды повторно рассмотрят ситуацию, в которой Себастьяну Феттелю в Канаде был назначен штраф. Какие новые аргументы вы намерены представить?
Лоран Мекис: Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что в Ferrari с уважением относятся к работе стюардов. Мы осознаем, насколько сложна их роль, мир автоспорта весьма неоднозначен, и потому мы полностью поддерживаем стюардов в их стремлении принимать максимально взвешенные решения.
Вместе с тем после финиша Гран При Канады мы получили новые свидетельства и, ознакомившись с ними, обратились к FIA с просьбой повторно рассмотреть ту ситуацию, так как сочли новые аргументы достаточным доказательством того, что Себастьян не нарушил ни один из пунктов правил. Думаю, вдаваться в подробности сейчас не вполне корректно, так как слушания состоятся совсем скоро. Посмотрим, каким будет итоговый ответ стюардов.
Вопрос: Начало сезона выдалось для Ferrari очень непростым. Будучи спортивным директором команды, как вы оцениваете её результаты в прошедших семи гонках?
Лоран Мекис: На отдельных трассах мы выглядели очень конкурентоспособно – например, в Бахрейне, Баку и Монреале мы практически не уступали Mercedes в скорости. Но точно так же можно сказать, что на прочих автодромах наша машина была заметно медленнее. Предстоящий этап будет для нас во многом показательным, ведь ранее на трассах со схожей конфигурацией у нас наблюдались сложности – надеюсь, в этот раз мы сработаем успешнее.
Вопрос: (Родриго Франка) Вопрос ко всем о новых правилах, которые должны вступить в силу через полтора года. Когда регламент меняется, преимущество нередко переходит от одной команды к другой, как было в предыдущий раз в противостоянии Mercedes и Red Bull Racing. Ваши команды сейчас не входят в число фаворитов, но есть ли шанс, что в 2021 году эта ситуация изменится?
Зак Браун: Согласен, при серьезной смене регламента возможны сюрпризы. Кто-то справится с задачей лучше, чем годом ранее, а лидеры вполне могут допустить ошибку. Впрочем, второе маловероятно, так как сильные команды способны быстро вернуть себе конкурентоспособность даже если начали сезон не в лучшей форме. В любом случае, будет очень интересно: машины станут выглядеть иначе, борьба, как ожидается, будет острее. Надеюсь, одним сюрпризом не обойдется – хочется верить, отрывы в пелотоне уменьшатся, а результаты гонок будут менее предсказуемы.
Вопрос: Лоран?
Лоран Мекис: Вы правы, при каждой смене регламента расстановка сил меняется, вопрос в том, кто получит преимущество. Как сказал Зак, новая концепция весьма неплохая, остается лишь совместно приложить максимум усилий, чтобы все предложенные изменения имели позитивный эффект и не сработали против самих команд.
Сирил Абитебул: Перечень изменений довольно широк, но наибольшее влияние окажут те, что касаются финансовых вопросов. Технический и спортивный регламенты влияют на зрелищность, но не на расстановку сил, поскольку Mercedes и Ferrari за счет колоссальных финансовых возможностей способны добиться преимущества в любой ситуации. Потому мы так активно призываем в качестве первоочередных мер гарантировать более равное распределение призовых выплат и ввести лимит на расходы. Эти два фактора – распределение и лимит – способны в среднесрочной или долгосрочной перспективе привести к сопоставимой конкурентоспособности команд. Изменения в техническом регламенте не настолько принципиальны, главное, как я уже сказал, проработать финансовые аспекты.
Фредерик Вассёр: Задача новых правил – сократить разницу между участниками, чтобы у заводских команд не было столь существенного преимущества над частными. Для небольших команд главное – стабильность новых правил, чтобы они оставались неизменными на протяжении какого-то периода. Если мы станем пересматривать регламент каждые два года, им будет сложнее угнаться за лидерами. Я полностью поддерживаю концепцию новых правил, но считаю, что они должны оставаться неизменными как минимум пять лет.
Вопрос: Клэр?
Клэр Уильямс: В случае с нашей командой смена регламента только приветствуется – надеюсь, мы сможем воспользоваться ситуацией. Мы рассчитываем максимально полно интерпретировать правила, когда будет опубликована их финальная версия, и за счет этого получить преимущество, ведь для Williams это реальный шанс. Если бы нынешние правила действовали еще пять или десять лет, нам пришлось бы намного сложнее.
Как уже было сказано, нужно обо всем договориться и, наконец, поставить подписи под документами. Новые правила, как ожидается, будут иметь весьма позитивный эффект в техническом плане, но одновременно мы должны удостовериться, что к октябрю нынешнего года уже предложенные финансовые ограничения не претерпят изменений.
Правда, эти финансовые ограничения не вполне соответствуют пожеланиям Williams, так как лимит на расходы предполагает ряд исключений, из-за чего у крупных команд остается возможность тратить огромные суммы, которые мы физически не можем себе позволить. Думаю, в этом плане мы могли бы всё продумать лучше.
Вопрос: (Алан Болдуин) Если позволите, пара вопросов. Первый – для Лорана о предстоящих слушаниях у стюардов, а второй – для остальных четырех участников о новых правилах. Лоран, вы сказали, что новые аргументы довольно убедительны – достаточно ли их, чтобы стюарды согласились пересмотреть результаты Гран При Канады?
Лоран Мекис: Думаю, будет не вполне корректным обсуждать этот вопрос на пресс-конференции. Мы уважаем принятые процедуры и всё обсудим со стюардами буквально через час, а подробнее поговорить с вами сможем уже позднее.
Вопрос: (Алан Болдуин) Вопрос к остальным. Мы много говорили здесь о техническом и спортивном регламентах, но не менее важным остается вопрос, кто в 2021 году будет управлять Формулой 1. Контракт Чейза Кэри заканчивается в конце 2020 года, возможно, ему на смену придет человек, никак не связанный с чемпионатом. Насколько вас беспокоит прозрачность передачи функций и возможные последствия для Формулы 1? Звучали разные предположения, кто может стать новым исполнительным директором – что вы обо всем этом думаете?
Клэр Уильямс: Мы все слышали какие-то слухи, но вопрос открыто не обсуждался. Сейчас нас больше беспокоит текущее положение дел, я слишком занята внутренними делами Williams, чтобы думать о распространяемых по паддоку слухах.
Фредерик Вассёр: Нужно держаться в стороне от слухов, у команд и владельцев чемпионата достаточно более важных вопросов, требующих общего внимания.
Лоран Мекис: Мне нечего добавить. Очень важно как можно скорее зафиксировать все договоренности. Обсуждался вариант перенести соглашения на более поздний срок, собственно, это и было сделано. Мир меняется, управленцы тоже могут меняться, но не по этой причине нам хочется гарантий. Для всех крайне важно получить четкое понимание, какой станет Формула 1 с 2021 года вне зависимости от того, кто будет её руководить.
Зак Браун: Мне тоже практически нечего добавить. Роль исполнительного директора важна, главное, чтобы процесс передачи функций прошел предельно прозрачно для всех. В любом виде спорта вопрос лидерства – один из ключевых, но, как заметил Сирил, приоритетная задача – определиться с будущим чемпионата, поскольку любому, кто придет на место Чейза Кэри, придется работать уже в условиях новых правил.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Насколько я понял, на минувшей неделе все команды подписали согласие о более позднем сроке утверждения новых правил, а также оставили за собой право пересмотреть финансовые ограничения. Позицию Клэр мы уже услышали, мой вопрос к остальным участникам – считаете ли вы, что предложенный лимит в полной мере закроет потребности ваших команд?
Зак Браун: Я считаю большим достижением то, что мы все поставили подпись под конкретной цифрой. Мне, как и Клэр, количество возможных исключений кажется избыточным, но у десяти команд всегда найдется десять разных мнений, каким должен быть итоговый лимит. Хорошо, что мы хотя бы приблизительно обозначили рамки. Как сказал Сирил, когда речь идет о новом облике Формулы 1, вопрос не только в техническом и спортивном регламентах – многое зависит от финансовой составляющей. Думаю, мы сделали важный шаг на пути к итоговому решению.
Лоран Мекис: На этих переговорах нашу команду представлял Маттиа Бинотто, но в целом могу сказать, что в Ferrari давно поддерживали идею ограничения расходов. Как заметил Зак, у нас была продолжительная дискуссия по поводу конкретных цифр, но сейчас, по крайней мере, у нас есть некий ориентир. Да, абсолютного согласия по всем вопросам вряд ли удастся добиться, но шаг в нужном направлении всё-таки сделан.
Сирил Абитебул: Мы в Renault изначально выступали против переноса сроков утверждения новых правил, но поскольку этот вопрос оказался очень важным для руководства спорта и других участников, мы пошли на уступки, так как, во-первых, требовалось общее согласие, а во-вторых, нам предоставили определенные гарантии. Размер лимита в любом случае будет неким компромиссным вариантом, поскольку это совершенно новое явление для нашего спорта. Думаю, мы все можем быть довольны, что появился хоть какой-то базовый ориентир.
Фредерик Вассёр: В дискуссии участвуют десять команд с десятью различными мнениями, в такой ситуации невозможно найти вариант, который одинаково устроит всех. В конечном итоге для пяти-шести команд не составит никакого труда удержаться в рамках лимита, тогда как для остальных это будет более сложной задачей – в такие моменты нужен кто-то, кто примет директивное решение. К счастью, это решение принято, остается ему следовать.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Сирил обмолвился о том, что в Renault изначально были против переноса сроков утверждения правил. Вопрос к остальным участникам – насколько легко вам было согласиться с более поздней датой утверждения правил?
Клэр Уильямс: Мы в Williams были рады тому, что технический регламент будет утвержден позднее. Многие вопросы требуют проработки, потому перенос сроков на октябрь выглядит вполне уместным. Больше беспокойства вызывают спортивный регламент и финансовые вопросы, но срок по ним был предложен единый, у нас не было иного выбора, кроме как согласиться. Зная, что прочие участники поставили свои подписи, мы выразили свое согласие – к тому же, нас заверили, что спортивный регламент и финансовые ограничения не претерпят существенных изменений, Williams это вполне устроило.
Фредерик Вассёр: На протяжении нескольких месяцев мы больше обсуждали финансовые вопросы, чем технический и спортивный регламенты, и в такой ситуации согласовать всё за одну неделю было бы поспешным решением. Потому, как мне кажется, было совершенно оправданным перенести дату утверждения правил. Мы активно обсуждали финансовые вопросы потому, что нам не хотелось вновь спровоцировать дискуссию о полном пересмотре всех правил и договоренностей.
Лоран Мекис: Учитывая объем работы, который предстоит проделать над техническим регламентом, решение перенести дату его утверждения на более поздний срок выглядит логичным. Нам всем хочется избежать ситуации, в которой мы окажется заложником неоптимальных правил, и в ближайшие несколько месяцев все команды должны совместно приложить максимум усилий, чтобы от концепции перейти к более четким положениям и принципам. Уверен, цель будет достигнута, просто нужно проработать все нюансы, потому перенос сроков совершенно оправдан.
Зак Браун: Согласен, решение верное. Мы за год знали о крайнем сроке, но согласились перенести дату лишь за 12 часов до его наступления – то есть, вы понимаете, насколько сложно было договориться. Надеюсь, мы сумеем сработать сообща, и в октябре не придется принимать решение в последние шесть часов! Мы понимаем перспективы, у нас есть полтора года на подготовку – надеюсь, перенос срока утверждения правил сработает на пользу команд. Да, предстоит провести немало встреч, но мы точно можем предложить более оптимальные правила, чем те, что были представлены неделю назад.
Вопрос: (Жюльен Биллот) Вопрос ко всем за исключением Лорана. Если стюарды отменят штраф, назначенный Себастьяну Феттелю в Канаде, опасаетесь ли вы, что это создаст прецедент, и в будущем команды станут чаще оспаривать решения стюардов?
Зак Браун: Не зная аргументов Ferrari, сложно предположить, будет ли решение пересмотрено. Но я хотел бы заметить, что штрафов за всевозможные моменты – пилотажные или технические – стало слишком много, тогда как болельщикам хочется совершенно точно знать имя победителя гонки, и чтобы результаты не пересматривались постфактум. У меня нет своего мнения насчет инцидента между Хэмилтоном и Феттелем в Монреале, но я считаю, что в спорте должно быть меньше вопросов относительно применения правил, тогда и наблюдать за ним будет проще и приятнее.
Сирил Абитебул: Зак дал потрясающий ответ! Если это действительно проблема спорта, нужно заново рассмотреть сам процесс вне зависимости от результатов новых слушаний и представленных доказательств. Если проблема касается конкретного решения стюардов, возможно, нам следует пригласить экспертов, которые оценят опыт других гоночных серий, в том числе MotoGP, и подскажут, как поступать в той или иной ситуации и притом не выглядеть глупо.
Мы тоже жаждем наблюдать сражение на трассе, нам, как и Себастьяну, хочется, чтобы борьбу вели гонщики, а не юристы. Возможно, те события в Монреале имеет смысл рассмотреть как отдельный случай, но среди всех возможных ситуаций подобные особенно негативно влияют на облик чемпионата. В других гоночных сериях такое встречается редко – ну, или я просто менее осведомлен. Если проблема действительно есть, в Формуле 1 достаточно умных людей, чтобы найти для неё решения.
Фредерик Вассёр: Как мне кажется, инцидент с Себастьяном не требует дальнейших разбирательств. Следует избегать каких-либо слушаний после гонки и не пытаться, скажем так, пересматривать в июле результаты Гран При Испании – это не принесет ничего хорошего ни нам, ни болельщикам.
Кроме того, следует помнить, что стюардам приходится работать в очень непростых условиях. Я слышал разные комментарии от гонщиков, руководителей команд и журналистов, но перед этим все они по десять раз посмотрели записи и фотографии, у них было время выслушать мнения и сделать собственные выводы, тогда как стюардам в Канаде приходилось оперативно принимать решение.
Если вам назначили проезд по пит-лейн, это проезд по пит-лейн, вы не должны требовать заменить это наказание прибавкой 25 секунд – такой принцип, как мне кажется, будет правильным для спорта. Да, какое-то время для апелляции должно остаться, но к понедельнику после гонки результаты должны быть зафиксированы.
В остальном мне кажется, что всевозможных правил стало слишком много, стюардам очень сложно оперативно ориентироваться в них по ходу гонки.
Клэр Уильямс: Я пыталась найти то, о чем еще не сказали, но безуспешно, потому я просто присоединяюсь к словам моих коллег.
Вопрос: (Джо ван Бьюрик) Сирил, наверняка вам хочется стабильно провести оставшиеся гонки и плавно перейти к следующему сезону. Каковы планы насчёт состава гонщиков, есть ли шанс, что вы рассмотрите вариант с приглашением в Renault Эстебана Окона?
Сирил Абитебул: Если честно, с гонщиками ситуация предельно понятна. У нас есть двухлетний контракт с Даниэлем Риккардо, а что касается Нико Хюлкенберга, его нынешний контракт заканчивается в этом году, но он предусматривает варианты продления. Раскрывать детали я не намерен, но вполне возможно, что мы продолжим сотрудничество с Нико.
Хюлкенберг много сделал для нашей команды, с момента его прихода в коллективе многое изменилось, улучшился настрой, усилился энтузиазм. Своим прогрессом Renault обязана не только инженерам, но и гонщикам, за это мы им очень благодарны. Опять же, как и все вокруг, мы рассматриваем разные варианты – уверен, рассматривает их и сам Нико. Похоже, я слишком долго пытаюсь сказать, что для обеих сторон возможны разные сценарии, но у нас есть опцион на продление контракта, и вполне вероятно, что мы им воспользуемся. Скорее всего, после летнего перерыва мы сядем за стол переговоров, сопоставим факты и устремления и примем решение.
Вопрос: (Бен Эдвардс) Клэр, каким образом Патрик Хэд участвует в делах команды? Какие направления работы он курирует?
Клэр Уильямс: С момента возвращения в команду круг обязанностей Патрика не изменился. Мы пригласили его заменить Падди Лоу, он выступает в роли консультанта. Патрик приезжает на базу Williams два раза в неделю, а если не может быть лично, подключается к совещаниям по телефону. Он помогает направить обсуждение в нужное русло, мы очень рады его участию.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Новые финансовые ограничения наверняка скажутся на штатной структуре команд – пусть не всех, но некоторых точно. Насколько вы обеспокоены возможным последствиями для сотрудников и их семей?
Зак Браун: Очень обеспокоен. Слышал, один руководитель команды заявил, что его не волнуют семьи сотрудников – в McLaren дела обстоят совершенно иначе, для нас крайне важно обеспечить комфортные условия своим специалистам и их родным. Если возникнет необходимость проводить больше гонок, нужно понять, как оптимально это реализовать, ведь даже с двадцатью одним Гран При нагрузка на людей на трассе и на базе команды очень велика. Да, в коммерческом плане количество этапов очень важно, но не знаю, какое будет идеальным. Нужно сперва оценить новые правила, а затем понять, сколько этапов мы можем себе позволить, чтобы интересы сотрудников и их семей не пострадали.
Лоран Мекис: Вы правы, Дитер, нас очень беспокоит благополучие сотрудников и их семей, а также итальянское законодательство в сфере занятости – потому мы так долго дискутировали по поводу лимита на расходы, стараясь выйти на цифру, способную гарантировать интересы сотрудников и сохранить структуру команды. Прежде чем рассуждать о стоимости машины в условиях новых правил, нужно договориться, какое количество людей нужно для участия в гонке, и какое количество гонок предстоит провести. Интересы сотрудников всегда будут в приоритете.
Сирил Абитебул: Мы понимаем, насколько этот вопрос чувствителен для крупных команд, но если говорить о Renault, мы уже сейчас оперируем бюджетом, который намного меньше планируемого лимита. Наша команда выстраивалась с оглядкой на ранее обсуждавшийся лимит в 150 миллионов долларов США, теперь планку подняли до 175 миллионов – соответственно, у нас есть выбор: либо оставить всё без изменений и смириться с отставанием от лидеров, либо инвестировать 25 миллионов долларов в собственный прогресс. Если будет принято решение в пользу инвестиций, возможно, мы даже увеличим собственный штат, чтобы быть в более равных условиях с лидерами. Когда есть некоторая определенность относительно лимита, мы можем задуматься о подобных мерах.
Фредерик Вассёр: Я вижу здесь два момента. Первый – лимит на расходы, но он вряд ли скажется на работе большинства команд. Второй – количество Гран При, и здесь текущая ситуация уже выглядит критичной, поскольку сотрудникам и без того непросто провести двадцать один этап, а если число гонок будет расти, нагрузка только увеличится. Нужно рассмотреть варианты – возможно, имеет смысл уменьшить число дней на трассе или ввести сменный график работы. При любом сценарии я, в первую очередь, буду руководствоваться интересами сотрудников.
Клэр Уильямс: У нас такая же ситуация, как в Alfa Romeo, лимит на расходы, к счастью, никак не скажется на штатной структуре Williams. Мы сочувствуем крупным командам, у которых в нынешней ситуации гораздо больше поводов для беспокойства, притом сами продолжаем расширяться – в Williams найдутся вакансии, да и в других командах наверняка будут не прочь присмотреться к освободившимся специалистам.
Если говорить о календаре: у нас вызывает опасения сама перспектива проводить 24-25 гонок, возможные финансовые издержки и главное – нагрузка на персонал. Будет непросто уговорить парней и девушек из гоночной бригады проводить ещё больше времени вдали от дома, да и специалистам на базе придется сложнее: готовить новинки к двадцати одной гонке уже непросто, что уж говорить о двадцати пяти. Меня очень беспокоит, к какому решению мы всё же придём и сумеем ли добиться оптимального баланса.
Перевод: Валерий Карташев
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность