Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Гран При Айфеля: Пресс-конференция в пятницу
Участники: Сирил Абитебул (Renault), Тото Вольфф (Mercedes), Маттиа Бинотто (Ferrari)
Вопрос: Добрый день, джентльмены! Начнем с главной новости недели – компания Honda решила уйти в конце 2021 года. Что вы об этом думаете? Сирил?
Сирил Абитебул: Всегда плохо, когда один из ключевых участников решает прекратить выступление. Аргументы понимают и в какой-то степени разделяют все присутствующие здесь руководители. Для автопроизводителей важна тема экологии и то, как над ней работают в Формуле 1. Мы считаем чемпионат отличной платформой для работы над вопросами экологии, но должны прилагать больше усилий, чтобы соответствовать ожиданиям. Второй аспект чисто спортивный – посмотрим, как уход компании Honda скажется на Red Bull Racing и AlphaTauri.
Вопрос: Тото?
Тото Вольфф: У меня несколько иное мнение. Очень жаль, что в Honda решили отказаться от дальнейшего участия в чемпионате. В таких вопросах всегда приходится соизмерять риск и выгоду, каждая компания должна обеспечивать рентабельность инвестиций, и капитал, который вы вкладываете в Формулу 1, должен возвращаться в виде повышения рыночной стоимости. Если этого не происходит, я могу понять тех, кто говорит: «Мы попытались, но план не сработал».
К сожалению, в Формуле 1 пусть и не всё, но многое зависит от инвестиций, но вложения не гарантируют успех – важна долгосрочная приверженность спорту. У Mercedes было несколько непростых сезонов, но мы смогли переломить ситуацию.
В предыдущие годы автопроизводители так же приходили и уходили, достаточно вспомнить историю Honda, BMW, Toyota – примеров много. Конечно, это досадно, ведь Формуле 1 важна приверженность всех участников, и чтобы каждый из них мог сказать: «Да, мы участвуем в чемпионате, это может быть непросто, но через какое-то время обязательно добьемся результатов».
Но мы должны уважать решение Honda, хотя, разумеется, досадно терять одного из производителей. Это большая проблема для Red Bull, но и всем в паддоке будет очень не хватать Honda.
Вопрос: Маттиа?
Маттиа Бинотто: Мы все сходимся во мнении, что досадно с уходом Honda терять одного из производителей моторов. У Honda славная история в Формуле 1, и жаль, что без них в чемпионате останутся только три производителя. Эту ситуацию нужно менять и в перспективе привлечь больше производителей. С другой стороны, нет ничего удивительного в том, что компании приходят и уходят – как сказал Тото, это происходит не впервые, а единственным исключением остается Ferrari.
В целом Формула 1 переживает хороший период, у неё интересные перспективы, и с её прогрессом положительный эффект для бизнеса и экологии только усиливается. Конечно, нам предстоит решать непростые задачи, и мы должны… Безусловно, новость о решении Honda не может радовать, однако мы должны сохранять позитивный настрой, так как Формулу 1 ждёт блестящее будущее, наша общая задача – помочь ей стать более привлекательной для производителей.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос ко всем. От производителей, которых вы представляете, Honda отличается отсутствием заводской команды. Как вам кажется, есть ли ценность в том, чтобы присутствовать в Формуле 1 исключительно в роли поставщика моторов? Каким способом можно было бы повысить рентабельность такого участия? Возможно, ввести лимит на затраты или утвердить призовые выплаты для тех, кто производит силовые установки, как считаете?
Маттиа Бинотто: Для нас этот вопрос не актуален, мы всегда самостоятельно строили шасси и мотор и видим ценность в этом, а не в том, чтобы строить одни лишь силовые установки. Как можно исправить ситуацию к лучшему? Нынешние моторы обходятся слишком дорого, стоимость их разработки чрезвычайно высока, особенно если сравнивать с аналогичными затратами несколько лет назад. Нужно контролировать эти издержки и стараться их снизить.
Недавно мы скорректировали регламент, приостановили доработку многих элементов силовой установки, сократили допустимое время работы на динамических стендах, и это, безусловно, шаг вперед, но его недостаточно. К 2026 году предстоит разработать принципиально новый регламент, и здесь нам нужно не только определиться, какие технологии мы хотим развивать, но также обратить внимание на стоимость конечного продукта.
Работая над регламентом 2014 года, мы были целиком сосредоточены на переходе к гибридным технологиям, чтобы Формула 1 оставалась максимально инновационной, но притом совершенно забыли об издержках. В результате в последние пять лет расходы на моторы были очень значительными. Теперь нам предстоит важная дискуссия, мы должны сформировать видение того, какими будут новые моторы, поскольку их стоимость и заложенные в них технологии станут ключевыми факторами привлечения производителей. Не знаю, придут ли новые производители уже в 2026 году. Времени осталось не так много, мы должны ускорить дискуссию и определиться со спецификацией.
Тото Вольфф: Наша компания выступала в Формуле 1 в разных ролях. У нас был успешный период сотрудничества с McLaren, когда мы поставляли им свои моторы, однако в конце 2009 года мы решили приобрести одну из команд целиком, поскольку считали такой формат более выгодным в плане рентабельности и влияния на рыночную стоимость.
То, чем обернулась для бизнеса производителей ситуация с нынешними силовыми установками, не должно продолжаться в будущем. Когда в 2009 году я вошел в совет директоров Williams, команда платила за моторы более 20 миллионов долларов, тогда как сейчас мы обязаны предоставлять свои силовые установки за гораздо меньшую цену.
Переход на гибридные технологии был интересным инженерным вызовом, мы долго думали, какими будут новые моторы, но совершенно не предполагали, что сумеем добиться коэффициента полезного действия на уровне более 50% - этого вы не увидите ни в одной другой категории автоспорта.
Мы начали говорить об этом еще в 2014 году, но тогда все обращали внимание, что звук гибридных установок недостаточно хорош – знаете, невозможно выгодно представить новый продукт, говоря о нем в негативном ключе. Мы по-прежнему недостаточно рассказываем о том, насколько фантастические эти моторы, но они, безусловно, очень дорогостоящие. Для них нужен такой же лимит на расходы, какой был придуман для шасси, чтобы добиться стабильности в долгосрочной перспективе и привлечь новых производителей.
Сирил Абитебул: Практически нечего добавить, я полностью согласен со всем сказанным. В случае с Renault в 2015 году нам пришлось выбирать между уходом из спорта и возвращению к формату заводской команды, так как не было никакого смысла оставаться в чемпионате в роли поставщика моторов из-за их высокой стоимости и крайне низкой маркетинговой отдачи – притом она была низкой вне зависимости от того, хорошо вы сработали или откровенно плохо.
Наверняка некоторые участники могут отлично сотрудничать с производителями, и тогда у последних не возникает необходимости создавать заводскую команду, но для этого требуется несколько иное мышление, чем то, что есть сейчас в Red Bull. Будем честны: мы попытались, у нас не получилось, потому у нас не оставалось иного выбора, кроме как организовать заводскую команду.
Вопрос: (Люк Смит) Сирил, кажется, вы уже об этом говорили, так что вопрос я адресую Тото и Маттиа. Вы бы согласились поставлять моторы командам Red Bull после 2021 года, когда Honda уйдет из чемпионата? Знаю, ранее вы оцениваю такую возможность и отказались от неё, но готовы ли вы пересмотреть свою позицию?
Тото Вольфф: Нет, так как в силу разных причин… Мы уже поставляем моторы четырём командам, считая нас самих, мы едва закрываем эти потребности, на большее попросту нет ресурсов и мощностей. Не сомневаюсь, у Хельмута Марко есть запасной план, и для Red Bull, вероятно, нет необходимости ориентироваться на кого-то из нынешних поставщиков силовых установок.
Маттиа Бинотто: Мы не рассматривали такой вариант, но теперь нам следует к нему присмотреться. Собственно, решение пока не принято, но инициатива должна исходить от Red Bull – они должны обратиться к нам с просьбой предоставить им моторы. Red Bull Racing – великолепная команда, сотрудничество с ними потребует немалых усилий с нашей стороны, но этот вопрос стоит обдумать, итоговое мнение еще не сформировано.
Мы возьмём необходимое время и определимся. Этого времени у нас не так уж и много, нужно постепенно начинать подготовку, так как до 2022 года практически рукой подать. В Honda приняли решение совершенно неожиданно, и теперь нам предстоит подумать о том, чего не было на повестке еще несколько дней назад.
Вопрос: Сирил, в Red Bull Racing обращались к вам по поводу поставки моторов?
Сирил Абитебул: Могу подтвердить, что у меня не было переговоров с Red Bull насчёт поставки моторов. Более того, я не думаю, что вопрос сводится к тому, готовы мы сотрудничать с ними или нет. Есть правила, и если вы участвуете в чемпионате, вы должны этим правилам следовать.
Мы в курсе всех моментов и сроков, любой из вас может заглянуть в спортивный регламент и понять: до момента, когда выбора фактически не останется, еще достаточно времени. Как заметил Тото, не могу представить, что у Red Bull нет запасного плана. По алфавиту мы далеко не первые, кому они могут позвонить.
Вопрос: (Кристиан Менат) Вопрос ко всем. Когда обсуждались изменения на 2021 год, вступающие в силу в 2022-м, силовые установки были в фокусе внимания. В итоге моторы остаются теми же, а Honda вскоре покидает чемпионат. Не кажется ли вам, что Формула 1 что-то упустила, что перейти на иные силовые установки следовало бы раньше 2026 года?
Тото Вольфф: Я не знаю конкретных причин решения Honda, наверняка на него повлияло много факторов, наиболее значимый из которых – рентабельность инвестиций. Следовало ли нам поменять правила? Проблема в том, что если бы мы согласились раньше скорректировать регламент, это обернулось бы дополнительными расходами для всех производителей, было бы совершенно неоправданно спустя три-четыре года всё начинать заново.
Собравшись вместе, Mercedes, Honda, Ferrari и Renault пришли к единому мнению, что будет правильным изменить спецификацию после 2025 года.
Конечно, лимит на расходы и определенные ограничения на доработку должны вступить в силу ранее, притом следует помнить, что характеристики силовых установок к тому моменту должны быть более-менее сопоставимыми – нам бы не хотелось закрепить огромную разницу между моторами.
Мы должны вновь собраться вместе, обсудить, какие технологии будут правильными для дорожного автомобилестроения, как упростить эти технологии, чтобы потратить меньше средств, а затем зафиксировать спецификацию, с которой будем выступать с 2026 года.
Маттиа Бинотто: Мне кажется, более ранняя смена формата была бы несвоевременной. Стараясь контролировать ситуацию, мы приняли много важных мер – например, уменьшили расходы, сократив время для работы на динамических стендах и частично ограничив доработку моторов на ближайшие годы. Сближение характеристик было одной из ключевых задач, оно постепенно происходит и будет продолжаться. Если бы мы всё поменяли в момент, разница осталась бы прежней – одно лишь это является достаточной причиной для отказа от скорых решений.
Не стоит забывать, что регламент на моторы всё-таки в чем-то меняется. В 2022 году топливо будет частично состоять из компонентов, получаемых из возобновляемых источников, к 2026 году оно станет еще более экологичным. Мы активно работаем над экологическими аспектами, стараемся сократить расходы, с учётом всего этого сближение характеристик моторов непременно случится. Не вполне корректно думать, что более ранняя смена регламента стала бы верным шагом: так у нас было бы меньше времени понять, что будет правильным для автомобильной индустрии в целом.
Сирил Абитебул: Не нужно оглядываться назад и жить сожалениями. Формула 1 должна следовать своим планам и придерживаться собственного графика, не ориентируясь на действия конкретных лиц – здесь я говорю не о Honda, а о любой отдельно взятой компании. В чемпионате десять команд, несколько производителей… Конечно, нужно двигаться дальше, и здесь главное – определить, какая технология в перспективе будет наиболее правильной и востребованной. Постоянно появляются новые идеи и решения, в автомобильной отрасли на этот счёт много сомнений. Несколько лет назад никто не задумывался о водородном топливе, сейчас это актуальное направление, но кто знает, подойдёт ли оно Формуле 1. Потому важно взять паузу, немного выждать время и принять верное решение.
Мы должны действовать вместе – точно так же, когда совместно производили аппараты для вентиляции легких, помогая противостоять пандемии Covid-19. Наблюдать взаимодействие команд в той ситуации было просто потрясающе! С новыми силовыми установками необходим такой же подход: мы должны сообща изучить варианты и понять, какой будет оптимальным с точки зрения мощности, стоимости и маркетинговых возможностей. Чем скорее мы это сделаем, тем лучше.
Вопрос: Тото, Сирил упомянул COVID-19. В этот уик-энд у двоих сотрудников вашей команды тест на вирус дал положительный результат. Какие меры были предприняты, чтобы сдержать распространение коронавируса?
Тото Вольфф: На базе команды мы регулярно проводим тестирование на коронавирус. С понедельника по среду все сотрудники прошли тест, не было ни одного положительного результата, но когда мы приехали на Нюрбургринг и провели повторное тестирование, у одного из специалистов был обнаружен COVID. Этот специалист, а также все, кто с ним контактировал, были отправлены на карантин, притом позднее у каждого из них очередной тест оказался отрицательным. Потом обнаружился еще один положительный результат, и вновь сам сотрудник и все, кто с ним контактировал, были изолированы. Для замены мы вызвали шестерых специалистов из Брэкли, все они успешно прошли тест на коронавирус. Не самая приятная ситуация, для успешного функционирования команды важен каждый сотрудник, но в этих реалиях нам придется жить и работать еще долгое время.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Тото, в Сочи вы назвали назначенный Льюису Хэмилтону штраф избыточным, заметив, что правила прописаны недостаточно чётко – можно тренировать старт после светофоров, расположенных в конце пит-лейн, но нигде не сказано, что именно означает формулировка «после». В FIA сказали, что стюарды руководствовались здравым смыслом. Вы понимаете, почему в Бельгии Шарля Леклера не наказали за аналогичное нарушение? Впрочем, следует признать, что Шарль не уехал настолько далеко от светофоров, как Льюис в Сочи. Маттиа, хотелось бы услышать и ваше мнение.
Тото Вольфф: В подобных ситуациях всегда присутствует некоторая предвзятость. В правилах действительно нет четкой формулировки, там сказано: за светофорами, расположенными в конце пит-лейн. Льюис отъехал заметно дальше, но всё равно оставался в границах, определенных инструкциями директора гонки. Штраф показался мне избыточным еще и потому, что за нарушение, допущенное по ходу установочного круга – если оно действительно было – наказание назначили в гонке. Ранее по ходу уик-энда гонщики не раз превышали скорость на пит-лейн, однако никому за это не назначали гоночный штраф, тогда как Льюиса дважды наказали 5-секундным штрафом за один и тот же инцидент, в котором не было его личной вины – мы сами так проинструктировали Льюиса, а он просто отъехал дальше, чем мы ожидали.
По крайней мере, стюарды отменили назначенные Хэмилтону два штрафных балла. Сами штрафные баллы были придуманы за опасные инциденты в квалификации и гонке, скажем, за действия под желтыми флагами или аварии, которых можно было избежать. Теперь штрафные баллы назначают за нарушения, не представляющие серьезной опасности, и об этом нужно задуматься на перспективу.
Вопрос: Что скажете о ситуации с Шарлем Леклером в Спа?
Тото Вольфф: Она была аналогичной, Шарль тренировал старт за пределами зоны, указанной в инструкции директора гонки. Да, он отъехал не так далеко, как Льюис, но все равно был на расстоянии от светофоров. Мы по-прежнему наблюдаем некоторую непоследовательность: со стороны всё выглядело так, будто Шарль в меньшей степени отклонился от инструкций, но он в любом случае отъехал от светофоров и не получил за это наказание, тогда как Льюису, который тоже отъехал от светофоров, пусть и на большее расстояние, назначили два пятисекундных штрафа. Решения должны быть более последовательными, притом двойной штраф в той ситуации был чрезмерным.
Маттиа Бинотто: У нас не принято комментировать решения стюардов, мы полностью доверяем этим людям и полагаемся на их мнение. В Спа ситуация у Шарля была совершенно иной, чем у Льюиса в Сочи. Тогда в инструкции директора гонки было сказано, что гонщики могут пересечь линию в конце пит-лейн, чтобы не допустить образования очереди из машин. Так и поступил Шарль: отъехал всего на пару метров от линии и не получил от этого никакого преимущества.
Вопрос: (Фил Дункан) Тото, чьей гоночной бригады – Льюиса или Валттери – коснулась эта ситуация с положительными тестами на коронавирус? Насколько сильно это скажется на работе команды?
Тото Вольфф: Временное отсутствие любого из наших сотрудников сказывается на работе команды, но замена с базы команды уже прибыла, мы держим ситуацию под контролем.
Вопрос: (Алан Болдуин) Тото, положительный тест на вирус у кого-либо из ваших гонщиков может всерьез сказаться на ситуации в личном зачете чемпионата. Какой совет вы могли бы дать Льюису и Валттери насчёт того, что можно делать в перерыве между гонками, а что нельзя?
Тото Вольфф: Даже внутри команды гонщики отделены от остального коллектива, для них режим изоляции наиболее жесткий. Конечно, это не самая приятная для парней ситуация, ведь им приходится жить, словно рак-отшельник: они не выходят к обеду, не общаются с другими сотрудниками. Даже брифинги мы проводим с использованием ZOOM или Microsoft Teams, гонщики находятся в своих комнатах, а не в одном помещении с инженерами. Мы свели к минимуму контакты с Льюисом и Валттери, и даже когда пристегиваем их ремнями в кокпите, стараемся максимально соблюдать дистанцию. Вы совершенно правильно заметили, пропуск одной или двух гонок может решающим образом повлиять на ситуацию в чемпионате. К сожалению, Льюису и Валттери приходится жить в режиме изоляции, но такой подход мы считаем верным, ведь он призван их защитить.
Вторая пресс-конференция
Участники: Франц Тост (AlphaTauri), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Масаши Ямамото (Honda)
Вопрос: Господин Ямамото, компания Honda объявила об уходе из Формулы 1 в конце 2021 года. Насколько непростым было это решение?
Масаши Ямамото: Конечно, это было непростым решением, но мы должны были его принять, чтобы сосредоточиться на проектах, направленных на достижение углеродной нейтральности.
Вопрос: В Honda будут продолжать дорабатывать силовую установку до конца 2021 года?
Масаши Ямамото: Конечно. Как сказал наш руководитель, учитывая замечательные отношения с AlphaTauri и Red Bull Racing, мы продолжим работу и подготовим обновленную силовую установку, чтобы укрепить наше сотрудничество и выиграть как можно больше гонок.
Вопрос: Вы сказали, что у Honda замечательные отношения с обеими командами, притом с каждой из них компания добилась успехов. Нет ли ощущения, что Honda уходит как раз тогда, когда до сражения за титул осталось совсем немного?
Масаши Ямамото: Непростой вопрос. Учитывая фантастическое сотрудничество с обеими командами, мы хотим брать максимум от каждой из оставшихся гонок и одержать как можно больше побед.
Вопрос: Кристиан, насколько неожиданным оказалось для вас решение Honda?
Кристиан Хорнер: Жаль, что всё так сложилось. Обсуждение продолжалось несколько недель, Honda пришлось сделать непростой выбор – подтверждение было получено в начале предыдущей недели, а публично о нём объявили в прошлую пятницу. Безусловно, нас огорчила эта новость, ведь мы провели с Honda потрясающие полтора года. Но мы с понимаем и уважением относимся к решению наших партнеров и благодарны им за то, что они оставили нам достаточно времени для поиска альтернатив. Нам предстоит работать вместе еще шестнадцать месяцев, мы рассчитываем добиться максимально возможных результатов в этом сезоне и особенно в следующем году.
Вопрос: Каковы планы насчёт нового поставщика моторов?
Кристиан Хорнер: Нам нужно рассмотреть все варианты. Коллектив уровня Red Bull Racing нельзя назвать просто клиентской командой, наши амбиции весьма высоки, мы хотим выигрывать гонки и титулы. Мы должны взять время, тщательно взвесить все возможности и к концу этого года определиться с выбором.
Вопрос: Франц, из команд Red Bull у AlphaTauri самый продолжительный период сотрудничества с Honda. В какой мере уход поставщика моторов скажется на задаче AlphaTauri стать полноценной партнерской командой для Red Bull Racing?
Франц Тост: Прежде всего, решение Honda стало для нас совершенно неожиданным. Как вы заметили, мы давно и очень успешно сотрудничаем с ними, но сейчас должны принять их выбор, поблагодарить за отлично проделанную работу, а что будет дальше – посмотрим. Нам удалось добиться прогресса, теперь в Red Bull решат, чьи силовые установки обе команды будут использовать после 2021 года. Надеюсь, синергетический эффект от взаимодействия AlphaTauri и Red Bull Racing сохранится, и оба коллектива в будущем ждёт успех.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Фил Нортон) Господин Ямамото, до принятия этого решения как часто в Honda были близки к мысли отказаться от выступлений в Формуле 1?
Масаши Ямамото: Непростой вопрос. После продления в декабре 2019 года соглашений с обеими командами в Honda началось обсуждение дальнейших перспектив. Мы полагали, что сможем продолжать выступать в чемпионате, но появилось требование обеспечить углеродную нейтральность, нам пришлось переключить внимание наших ведущих инженеров на перспективные технологии и отказаться от участия в Формуле 1 после 2021 года.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, Сирил Абитебул вновь возвращается в список тех, кого вы поздравляете с Рождеством? И вопрос для господина Ямамото: Формула 1 объявила о планах добиться нулевого углеродного следа к 2030 году, тогда как в Honda ставят аналогичную цель на 2050-й. 2030-й наступит раньше, чем вас не устроил этот срок? Почему в Honda решили продолжить выступать в IndyCar, хотя там используются даже не гибридные силовые установки, а обычные двигатели внутреннего сгорания?
Кристиан Хорнер: Я всегда поздравлял Сирила с Рождеством, Дитер. Понимаю, на что вы намекаете, Renault следует рассматривать как потенциального поставшика моторов для нашей команды. Сейчас это несколько иная организация, чем была во время нашего предыдущего сотрудничества, у компании новый руководитель, который, судя по всему, очень интересуется Формулой 1, что всегда приятно наблюдать. Чтобы добиться успеха в Формуле 1, необходим энтузиазм на высшем уровне корпоративной иерархии, иначе цели не добиться. Как я уже говорил, мы будем рассматривать все варианты.
Масаши Ямамото: Мы с уважением относимся с требованиям, которые хотят реализовать FIA и FOM, и если говорить о цели добиться нулевого углеродного следа, в этом вопросе мы все движемся в одинаковом направлении. Но поскольку автомобилями, мотоциклами и другими продуктами Honda пользуется множество клиентов по всему миру, мы столкнулись с необходимостью уже не на ранней стадии перевести наших ведущих инженеров на разработку перспективных решений с углеродной нейтральностью. Если же говорить об IndyCar, этим направлением занимается независимое подразделение Honda в Америке, тогда как в плане исследований и разработок основные подразделения сосредоточены в Японии, где мы переориентировали на перспективные направления всех наших инженеров.
Вопрос: (Рональд Вординг) Кристиан, месяц назад Хельмут Марко говорил о том, что в контракте Макса Ферстаппена есть некий пункт, касающийся моторов, однако вы сами неделю назад заявили, что такого пункта нет. Какая информация верна?
Кристиан Хорнер: Мне бы не хотелось обсуждать детали контракта Макса, они касаются только гонщика и команды. Могу лишь сказать, что Макс абсолютно верен команде. Наши интересы совпадают: мы не хотим просто участвовать в гонках, нам нужен конкурентоспособный мотор, и точно так же он нужен Максу, чтобы добиться успеха. Макс верит в Red Bull Racing и в то, что мы вместе можем многого добиться – можно сказать, мы с ним в одной лодке, этой лодке просто нужен хороший мотор. Ну а в этот уик-энд, судя по погоде, всем может потребоваться реальная лодка – на трассе слишком много воды!
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кристиан, среди возможных вариантов насколько реальной и привлекательной выглядит перспектива продолжить работу над силовыми установками Honda за счёт финансирования со стороны компании Red Bull и сотрудничества с каким-нибудь техническим партнером, если его удастся найти?
Кристиан Хорнер: Как я уже говорил, мы должны рассмотреть все варианты, взяв на это определенное время. Red Bull Racing нужен конкурентоспособный мотор, у нас гораздо более высокие цели, чем просто быть клиентской командой для какого-либо производителя. Расходы на разработку и производство моторов сейчас просто непомерные, по этой причине Формуле 1 не удалось привлечь в чемпионат новых поставщиков, следовательно, на фактор затрат следует обратить особое внимание при работе над новым регламентом. Уход Honda – досадный момент и одновременно тревожный звонок для всех, мы должны задуматься, не слишком ли отдаленный срок мы определили для перехода на принципиально новые силовые установки, какие технологии должны быть в них реализованы. Нужно как можно быстрее ответить на эти и многие другие вопросы, чтобы получить четкое представление о том, какое будущее ждёт Формулу 1.
Вопрос: (Алан Болдуин) Кристиан, в продолжение темы моторов. Вы говорите, что намерены исследовать все варианты. Поскольку расходы на производство силовых установок слишком велики, не придется ли вам в итоге выбирать одного из трех представленных в чемпионате производителей?
Кристиан Хорнер: Появление новых производителей не предвидится, Тото Вольфф полчаса назад дал понять, что в Mercedes не готовы поставлять нам моторы, соответственно, возможности выбора ограничены двумя оставшимися поставщиками. Как я уже говорил, нам нужно время, чтобы тщательно изучить все варианты, поскольку мы хотим быть конкурентоспособными и сражаться за титулы – для этого Red Bull Racing выступает в Формуле 1. Только с хорошей силовой установкой мы сможем претендовать на самые высокие результаты, потому нам необходимо взять некоторую паузу и исследовать все возможности.
Вопрос: (Жюльен Биллотт) Вопрос для Кристиана и Франца. Заинтересованы ли в Red Bull заполучить себе Энди Кауэлла для дальнейшей доработки моторов или постройки собственной силовой установки? Франц, возможно ли, что в AlphaTauri будут использовать иную силовую установку, чем Red Bull Racing?
Франц Тост: Нет, мы не планируем использовать какую-то иную силовую установку, поскольку рассчитываем сохранить синергетический эффект взаимодействия двух команд. Мне бы не хотелось, чтобы AlphaTauri вновь самостоятельно разрабатывала коробку передач и всю заднюю подвеску, мы тесно сотрудничаем с Red Bull Technology и хотели бы продолжать в том же духе, а для этого нам необходимо иметь такой же мотор, как у Red Bull Racing.
Кристиан Хорнер: В Формуле 1 слухи появляются с какой-то невероятной скоростью! Безусловно, Энди Кауэлл очень ценный специалист, но я не в курсе его планов. Насколько я понял, он по-прежнему работает над отдельными проектами Mercedes-Benz. Сейчас для нас важнее всего оценить, чьи моторы позволят нам быть максимально конкурентоспособными в 2022 году и далее, свой выбор мы должны сделать до конца нынешнего года.
Вопрос: (Дитер Ренкен) В продолжение вопроса о возможном использовании разных силовых установок для Red Bull Racing и AlphaTauri. Есть ли вероятность, что одна из команд получит моторы Ferrari, а другая – моторы Renault? Как вы намерены действовать, ведь в подобных вопросах может сыграть свою роль и некий политический аспект?
Кристиан Хорнер: Мы придерживаемся варианта с одним поставщиком для обеих команд. В силу сложившего синергетического взаимодействия и многих нюансов, связанных с интеграцией трансмиссии, было бы наивным полагать, что AlphaTauri и Red Bull Racing смогут эффективно работать с разными силовыми установками. Это может обернуться многими сложностями, особенно в части соблюдения прав на интеллектуальную собственность, потому такой вариант для нас не оптимален.
Франц Тост: Мне нечего добавить к тому, что я сказал ранее. Нам хочется работать с теми же установками, что у Red Bull Racing, чтобы сохранить синергетический эффект взаимодействия, одинаково важный для обеих команд.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Вопрос для Кристиана и господина Ямамото. Господин Ямамото, очевидно, в Honda хотели бы уйти из Формулы 1, добившись большого успеха – можете ли вы подтвердить, что компания разработает совершенно новую силовую установку для следующего сезона? И общий вопрос: возможно ли, что в Honda передадут Red Bull Racing технологии и право интеллектуальной собственности на свои моторы?
Масаши Ямамото: Весьма вероятно, что к следующему сезону мы построим новую силовую установку. Что касается нашей базы в Милтон Кинсе, этот вопрос пока не обсуждался. Возможно, мы затронем его в дальнейших переговорах с Кристианом.
Кристиан Хорнер: Наше сотрудничество продолжится до конца 2021 года, соответственно, все силы брошены на сражение в этом сезоне и подготовку к следующему. Замечательно, что наши партнеры рассчитывают добиться прогресса, они не планируют уйти просто так и намерены выкладываться на пределе – высокий боевой дух всегда был отличительной чертой и Honda, и Red Bull Racing! Что касается передачи технологий, мы думали о таком варианте, но переговоры пока не начинали.
Вопрос: Господин Ямамото не отклонил вариант, при котором ваша команда сможет продолжать работать с силовыми установками Honda в 2022 году. В команде всерьез рассматривают такую возможность?
Кристиан Хорнер: Как я уже говорил, мы должны оценить все варианты. У такой команды, как Red Bull Racing, амбиции должны быть очень высокими, мы единственный коллектив в Формуле 1, который в гибридную эру побеждал с двумя разными моторами. С момента перехода на гибридные силовые установки мы принесли Honda первый подиум и первую победу, а ранее точно так же поступили с Renault. Мы должны взвесить все альтернативы и понять, какая из них обеспечит нам максимальную конкурентоспособность. В 2022 году вступит в силу новый регламент, притом силовая установка всегда остается одним из ключевых факторов успеха. Нам нужно обсудить с производителями, FIA и FOM то, каким они видят будущее Формулы 1, ведь это плохая новость для спорта, когда столь крупный производитель, как Honda, решает уйти по озвученным самой компанией причинам.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кристиан, в продолжение ваших слов о том, что стоимость разработки моторов сейчас слишком высока. Не будет ли логичным для Red Bull именно сейчас начать свой собственный проект в области моторов, когда есть ресурсы и интеллектуальная собственность, которые можно просто купить?
Кристиан Хорнер: В этой ситуации мы должны быть открыты для любых вариантов. В Формуле 1 подчас случаются необъяснимые вещи, наша задача – понять, при каком сценарии мы будем максимально конкурентоспособны в 2022 году. К счастью, в Honda оставили нам достаточно времени: было бы намного хуже, если бы они приняли решение весной или осенью следующего года. Позади всего половина нашего совместного пути, мы уже многого достигли и рассчитываем добиться большего в оставшееся время. Тем не менее, до конца этого года нашей команде предстоит найти ответы на многие важные вопросы.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Господин Ямамото, после ухода из Формулы 1 планируют ли в Honda выступать спонсором Гран При Японии в Сузуке?
Масаши Ямамото: Этот вопрос нам предстоит обсудить с промоутерами и FOM.
Вопрос: В продолжение темы спонсорства, как решение Honda повлияет на шансы Юки Цуноды дебютировать в Формуле 1 уже в следующем году?
Масаши Ямамото: Лично мне кажется, что наше решение никак не влияет на ситуацию Юки. В Red Bull не принято просто так предоставлять гонщику место в кокпите, они оценят Юки по его результатам в Формуле 2, а мы окажем ему поддержку в той мере, в какой это будет возможно.
Вопрос: (Люк Смит) Франц, решение Honda как-то повлияет на шансы Юки оказаться в AlphaTauri? Как обстоят у вас дела с составом на 2021 год?
Франц Тост: У нас есть два быстрых гонщика – Пьер Гасли и Даниил Квят. Юки Цунода будет работать с нами на тестах с участием молодых гонщиков, решение Honda на его перспективы никак не влияет. В Red Bull всегда смотрят на скорость и результаты. Юки отлично выступает в Формуле 2, выиграл, если я не ошибаюсь, гонки в Спа и Сильверстоуне, а в Австрии лидировал под дождем и не победил только лишь из-за проблем с радиосвязью. Он неплохо справляется, а скорость и результаты для Red Bull всегда были превыше прочих факторов. Посмотрим, кого из гонщиков они захотят видеть в кокпите в следующем году.
Перевод: Валерий Карташев
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность