Разделы сайта

Свежие новости

"Форс Индия" представит новый болид 13 февраля

"Форс Индия" представит новый болид на следующий сезон 13 февраля 2019 года в канадском Торонто, информирует Le Journal de Montreal. Впервые команда "Формулы-1" будет презентовать автомобиля в Канаде. В ней примет участие гонщик Лэнс Стролл и его напарник Серхио Перес. Ожидается, что на мероприятии "Форс Индия" объявит о переименовании.

Racing Point представит новую машину 13 февраля

Никогда прежде презентации машин Формулы 1 не проходили в Канаде, но новые владельцы Racing Point Force India нарушат эту традицию – новую машину, на которой будет выступать молодой канадец Лэнс Стролл, представят 13 февраля в конференц-центре Metro Toronto.

Полезные статьи

Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в четверг

Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в четверг

Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Фернандо Алонсо (McLaren), Ландо Норрис (гонщик McLaren с 2019 года), Джордж Расселл (гонщик Williams с 2019 года)

Вопрос: Фернандо, для вас этот этап – последний в Формуле 1. С каким чувством вы начинаете уик-энд?
Фернандо Алонсо: Сейчас у меня ощущение, что впереди – привычный уик-энд, но в воскресенье эмоции будут иными. Десять часов назад я прилетел из Японии, где в минувшие выходные участвовал в этапе WEC в Шанхае – видимо, у меня пока нет настроения, соответствующего последней гонке в Формуле 1. Но уик-энд, безусловно, будет особенным, эмоциональным и, хочется верить, успешным!

Вопрос: Льюис, вы выступали в одной команде с Фернандо и нередко боролись с ним на трассе. Каким соперником был для вас Алонсо?
Льюис Хэмилтон: Неплохим. Если говорить об отношениях, они были то хорошими, то не очень – не знаю, что еще вам сказать. С тех пор мы оба стали взрослее и мудрее. Фернандо пришел в Формулу 1 намного раньше и к моменту моего дебюта уже добился невероятных успехов, для меня было большой честью сражаться с ним на трассе.

Вопрос: Вам будет его не хватать?
Льюис Хэмилтон: Пожалуй, да. Все в Формуле 1 будут по нему скучать.

Вопрос: Ландо, вам предстоит выступать в McLaren в 2019 году, а в этом сезоне вы активно работали с Фернандо. Чему вы научились у испанца?
Ландо Норрис: Многому. Очень яркие впечатления оставило наблюдение за его работой в Дайтоне – я смог увидеть разные стороны его таланта. Кое-что из этого мне может пригодиться в дебютном сезоне, но я уже применял некоторые знания, когда участвовал в пятничных тренировках за McLaren. Мы с Алонсо здорово поладили – надеюсь, у нас и дальше будут отличные отношения.

Вопрос: Джордж, вы не работали с Фернандо, но наверняка наблюдали за его карьерой, не так ли?
Джордж Расселл: Разумеется! Еще ребенком, гоняясь в картинге, я мечтал попасть в Формулу 1 – как раз в те годы Фернандо был на пике конкурентоспособности и сражался за титулы. Как заметил Льюис, чемпионату будет не хватать такого фантастического гонщика.

Вопрос: Фернандо, вы сказали, что не в настроении рефлексировать, но скажите, что вы считаете своим наследием в Формуле 1?
Фернандо Алонсо: Не знаю, о таких вещах сложно говорить самому. Я всегда выкладывался на пределе и сражался даже в тех обстоятельствах, в которых некоторые могли бы опустить руки. При всём при этом я успевал работать с молодыми гонщиками, открыл школу картинга, музей, много общался с болельщиками. Я старался помочь молодым талантам своими знаниями и дать им возможности, которых у меня в свое время не было.

Вопрос: Спасибо, Фернандо, и удачи в этот уик-энд! Льюис, вы уже почти четыре недели пятикратный чемпион мира. Какое место занимает этот титул среди всех пяти?
Льюис Хэмилтон: Не знаю. Очевидно, одно из первых, но я об этом не думал, поскольку сосредоточен на том, чтобы максимально результативно закончить сезон. Вы знаете, у меня плохая память, но из всего, что я помню, этот год – один из лучших в плане уровня соперничества и моей собственной конкурентоспособности.

Вопрос: Спасибо, удачного уик-энда! Ландо, вам предстоит дебютировать в McLaren в следующем сезоне. Какая подготовка вам предстоит до первой гонки в Мельбурне?
Ландо Норрис: Я с нетерпением жду всего того, что поможет мне подготовиться к первой гонке, и чего я еще не испытал – например, первых тестов. Уверен, команда будет меня направлять и поддерживать. Предстоит поработать над многими моментами – зима получится напряженной. Я никогда не выступал в Австралии, но сделаю всё, чтобы подготовиться должным образом.

Вопрос: Например, подготовиться к смене часовых поясов! Спасибо, Ландо! Джордж, в следующем году вы будете выступать в Williams, а сейчас перед вами стоит задача взять титул в Формуле 2. У вас серьезное преимущество над ближайшим преследователем, но скажите, каким будет ваш подход к предстоящему уик-энду?
Джордж Расселл: Не думаю, что мой подход изменится. Мы с командой фантастически провели этот год, нет причин что-то корректировать. Преимущество солидное, но, как мы не раз наблюдали по ходу сезона, всякое может случиться.

Вопрос: (Дэвид Тремейн) Фернандо, что вам больше всего запомнилось в Формуле 1 за годы выступлений?
Фернандо Алонсо: Пожалуй, сезон в одной команде с Льюисом в 2007-м году. Но для меня важнее не гонки или победы, а люди, с которыми я провел в Формуле 1 почти половину жизни. Сейчас мне 37, я провел в чемпионате восемнадцать сезонов и за это время встретил немало талантливых инженеров, конструкторов, механиков, журналистов. Мы вместе многое пережили – и это лучшее, что я буду помнить о Формуле 1.

Еще я буду помнить подготовку к каждой гонке, невероятную дисциплину во всех вопросах – в этом плане Формула 1 на ступеньку выше любой гоночной серии, здесь ты стараешься сработать идеально каждый уик-энд и на любой трассе.

Вопрос: (Дэвид Тремейн) Можете назвать гонку, в которой, как вам самому думается, выступили безупречно?
Фернандо Алонсо: Некоторые гонки были лучше прочих в плане исполнения и скорости, но если выбирать одну, то я бы назвал Валенсию'12, где в обычных условиях мы бы не выиграли. Даже если бы мы повторили ту гонку 100 раз, в 99 случаях я не оказался бы первым. Мы превосходно реализовали стратегию, я очень рисковал при обгонах, но в итоге всё получилось.

В тот уик-энд машина была не так уж быстра, мы даже не пробились в финал квалификации, но на дистанции за десять кругов до финиша я обогнал на круг своего тогдашнего напарника – Фелипе Массу. У нас не было подавляющего преимущества, но мы всё-таки победили.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Фернандо, все говорят, что предстоящая гонка для вас последняя в Формуле 1, однако вы сами не говорили, что не вернетесь в чемпионат. Что должно произойти, чтобы вы вернулись, как в свое время сделали Ники Лауда и Ален Прост?
Фернандо Алонсо: Пока сложно думать о возвращении, но дверь в Формулу 1 для меня не закрыта. Я пока не представляю, как буду чувствовать себя в следующем году. Я почти всю жизнь выступал в Формуле 1 и, возможно, в апреле или мае, сидя дома на диване, буду проклинать свое решение. Может статься, в какой-то момент я вернусь в чемпионат, но пока таких мыслей нет. Если я и вернусь, это произойдет не из-за какого-то отдельного фактора или события – многое будет зависеть от моих собственных ощущений в середине следующего года.

Вопрос: (Эдриан Родригес Хьюбер) Фернандо, насколько вы горды тем, что сделали для своей родной страны и провинции Астурия?
Фернандо Алонсо: Очень горжусь. Только со временем понимаешь, как много людей в Испании теперь следят за Формулой 1, как много их приезжает в Овьедо посетить музей и впервые попробовать себя в картинге. Люди стали следить не только за Формулой 1, но и за другими сериями, хотя гонки в моей стране традиционно не были популярными.

В 2001 и 2002 году трансляций просто не было, они начались лишь с середины 2003-го – в это трудно поверить сейчас, когда Формула 1 по популярности занимает второе или третье место среди всех видов спорта. Я, безусловно, этим горжусь, как горжусь премией принцессы астурийской, присужденной мне в 2005-м году. Эта награда значит для меня больше, чем любая победа или титул в Формуле 1, поскольку она вручается тем, кто оказал влияние на жизнь людей и приблизил их к спорту.

Вопрос: (Нэйт Саундерс) Сегодня Фернандо зададут много вопросов, так что я, пожалуй, спрошу Льюиса. Вы говорили, что не любите обсуждать прошлое, но нам всё же стоит вспомнить Гран При Германии этого сезона. Тогда вы говорили о сложившихся обстоятельствах, о везении и совпадении факторов – можно ли сказать, что после неудачной квалификации в Хоккенхайме именно та гонка позволила вам перехватить инициативу в битве за титул?
Льюис Хэмилтон: Ах, да, Хоккенхайм. В квалификации на моей машине произошла поломка, из-за чего пришлось стартовать из последних рядов, но мы с командой сделали всё, чтобы как можно лучше выступить в воскресенье и добиться хорошего результата. Та гонка проявила истинную силу нашего коллектива: даже в непростые времена мы действуем сообща и находим решения, позволяющие вернуться на лидирующие позиции.

От меня, как от гонщика, требовалось как можно скорее забыть о неудаче и сражаться так, словно я стартовал из первого ряда. Да, нам немного помогла погода, я не допустил ошибок воспользовался шансом и смог прорваться намного выше, чем сумел бы в любой другой обычный уик-энд.

Вопрос: (Дэвид Крофт) Вопрос для Льюиса и Фернандо. После восьми лет перерыва Роберт Кубица в следующем сезоне возвращается в Формулу 1. Вам обоим доводилось с ним соперничать – что вы думаете о возвращении Роберта?
Льюис Хэмилтон: Роберт старше меня или младше?

Вопрос: Старше.
Льюис Хэмилтон: Идеально! Я очень рад, что Роберт возвращается, ведь с уходом Фернандо я должен был оказаться вторым по возрасту гонщиком в пелотоне, а так останусь третьим!

Если серьезно, возвращение Кубицы – отличная новость. Я соревновался с ним еще в картинге и знаю его довольно давно – он всегда был одним из самых талантливых. В последние годы ему приходилось непросто, но здорово, что возможность вернуться всё-таки образовалась – надеюсь, Роберт уже активно работает над физической формой и возвращает себе тот боевой настрой, с которым выступал раньше. Всем в Формуле 1 будет интересно снова наблюдать Кубицу на трассе!

Вопрос: Фернандо?
Фернандо Алонсо: Практически нечего добавить. Как сказал Льюис, Роберт – очень талантливый гонщик, приятно видеть его возвращение в пелотон. Посмотрим, как он покажет себя на трассе, ведь пока он провел всего несколько тестовых дней, но если Кубица сможет выступать на все 100%, наблюдать за ним будет очень интересно.

Вопрос: Джордж, Роберт будет вашим напарником – что вы о нем думаете?
Джордж Расселл: Я в восторге от того, что моим напарником будет Роберт! Льюис и Фернандо уже сказали, насколько он талантлив и быстр – в его скорости нет никаких сомнений. Кроме того, у Роберта много знаний и опыта – всем этим он поможет Williams вернуться на позиции, которые она заслуживает.

Вопрос: (Абхишек Такле) Фернандо, за годы выступлений в Формуле 1 вам посчастливилось соперничать со многими гонщиками. Кого из них вы считаете лучшим, и почему бороться с ним было особенно непросто?
Фернандо Алонсо: Сложно назвать кого-то одного, но если уж выбирать, то Михаэля Шумахера. Не в силу какой-то конкретной причины, а просто потому, что, когда я пришел в Формулу 1, Михаэль в ней просто доминировал. Я гонялся в картинге – Михаэль побеждал в Формуле 1, я выступал в младших гоночных сериях – Михаэль побеждал в Формуле 1, а затем я сам внезапно стал бороться с ним колесо в колесо!

Тогда наше сражение было очень эмоциональным, но если говорить в целом, гонщики нынешнего поколения, пожалуй, еще более талантливы и лучше подготовлены. Они больше времени проводят на симуляторе, участвуют в различных молодежных программах и дебютируют в Формуле 1 с таким уровнем конкурентоспособности, который лет двадцать назад невозможно было представить. Да, я соперничал со многими, но если выбирать одного, это Михаэль, и не по техническим критериям, а по эмоциональным.

Вопрос: (Рене Оудман) В следующем году Ландо и Джордж дебютируют в Формуле 1. Не могли бы вы вспомнить, какие эмоции испытывали много лет назад, когда начинали свой первый сезон в Формуле 1? Найдется ли у вас совет для Ландо и Джорджа? Льюис, начнем с вас.
Льюис Хэмилтон: Разве старшим не надо уступать?

Фернандо Алонсо: Мой совет парням вряд ли пригодится, поскольку я дебютировал в Minardi при совсем иных обстоятельствах. Тогда в 2001-м у нас даже не было возможности протестировать машину перед этапом в Австралии, команда была на грани банкротства. Пол Стоддарт вмешался буквально в последний момент и смог отправить машины в Мельбурн, среду и четверг я провел, изучая кнопки и переключатели на руле, а когда в начале первой пятничной тренировки на выезде с пит-лейн в ожидании зеленого сигнала светофора собралась очередь из машин, я едва не врезался в неё, поскольку не сразу смог найти кнопку включения нейтральной передачи! Ничего не скажешь, идеальный дебют!

Ландо и Джорджу предстоит захватывающий период, но к своей первой гонке, безусловно, будут более подготовленными. Ну а далее им останется только хорошо сработать на дистанции, опираясь на поддержку команды и следуя советам инженеров.

Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Полностью согласен. Фернандо дебютировал задолго до меня, я был готов к своей первой гонке намного лучше, но у этих парней уровень подготовки еще выше. Джордж присутствовал на всех брифингах Mercedes, много работал на симуляторе – он в большей степени готов к гонкам, чем были мы в свое время, хотя мой уровень подготовки для 2007-го года был превосходным. Им остается лишь выехать на трассу и начать получать удовольствие, ведь с такой подготовкой уверенности молодым гонщикам не занимать.

Не помню, как прошла моя первая гонка – я ведь сражался вот с этим парнем, двукратным чемпионом мира! Кажется, я тогда очень нервничал.

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, ваши отношения с Фернандо в 2007-м году были весьма напряженными. Что вы думали об испанце тогда, и как эти отношения улучшились с течением времени?
Льюис Хэмилтон: Я не очень-то помню те времена. Кажется, у меня самого проблем с Фернандо не было, дело больше касалось управления командой и ситуацией, в которой она оказалась.

Фернандо Алонсо: Именно так.

Льюис Хэмилтон: Не думаю, что у нас двоих были какие-то проблемы. Да, на трассе мы старались превзойти друг друга, но вне её вместе играли в NBA на приставке и в целом весело проводили время. За пределами автодрома отношения всегда оставались гармоничными. Сейчас мы оба намного старше, уровень взаимного уважения, как мне кажется, максимальный за все годы, и вряд ли этот уровень изменится в худшую сторону. Надеюсь, Фернандо будет приезжать на гонки, или, по крайней мере, я смогу в будущем с ним видеться, ведь я всегда ценил его как гонщика и желаю ему успеха в новых начинаниях.

Вопрос: (Вальтер Костер) Льюис, я хотел бы вежливо напомнить вам об обещании, данном пару лет назад на такой же пресс-конференции в Абу-Даби. Цитирую: «Через десять лет вам следует купить мою книгу и прочитать, почему я потребовал поменяться бригадами механиков с Нико Росбергом». Узнать причины было бы в самом деле интересно – скажите, вы уже начали писать эту книгу? Мне шестьдесят девять лет, и я надеюсь, что жизнь подарит мне возможность прочитать вашу историю.
Льюис Хэмилтон: Отличный вопрос! Пару лет назад я назвал срок в десять лет? Что ж, вам нужно подождать чуть больше – еще восемь лет!

Фернандо Алонсо: Эй, не заставляй этого господина ждать, расскажи обо всем сейчас!

Льюис Хэмилтон: Нет, подождите еще восемь лет, мне нужно подготовиться! Правда, сейчас у меня нет никаких намерений писать книгу – Фернандо, ты планируешь написать свою?

Фернандо Алонсо: Да, в следующем году! Послушай, взгляни на этого джентльмена: ты должен ему что-то сказать, он этого заслуживает.

Льюис Хэмилтон: Я сказал, через десять лет, верно?

Вопрос: Теперь уже восемь.
Льюис Хэмилтон: Да, еще восемь лет. Что ж, с этого момента вам следует каждый год напоминать мне о моем обещании – пусть будет такой обратный отсчет!

Вопрос: (Зоран Жиков) Фернандо…
Фернандо Алонсо: Знаете, можете спросить меня о чем угодно, но ответа вам придется ждать восемь лет!

Вопрос: (Зоран Жиков) За эти годы в Формуле 1 журналисты задали вам немало вопросов, но есть ли такой вопрос, который вам никогда не задавали, но на него вам хотелось бы ответить?
Фернандо Алонсо: Нет. Кажется, мне задали все возможные вопросы в мире, нет такого, которого не хватает.

Вопрос: (Александр Тобаковски) Фернандо, помимо завоевания «тройной короны» что еще могло бы мотивировать вас на возвращение в Формулу 1? Возможно, вы станете отцом будущего чемпиона Формулы 1, как Кеке Росберг или Грэм Хилл, и в этом статусе вернетесь в паддок?
Фернандо Алонсо: Я не знаю, что готовит мне будущее. Сейчас я сосредоточен на личных задачах: завоевании «тройной короны» и еще нескольких гонках, в которых планирую участвовать в 2019-м, но чем я займусь в 2020-м пока не представляю, а дальше загадывать нет смысла. Жизнь продолжительна и прекрасна, я всегда буду любить Формулу 1, и мне не принципиально, в каком статусе возвращаться – гонщиком, отцом гонщика или представителем FIA.

Льюис Хэмилтон: Ты не можешь быть представителем FIA! По крайней мере, пока я не ушел из Формулы 1!

Фернандо Алонсо: Тебе бы я выписал максимальное количество штрафов!

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Фернандо, чего из мира Формулы 1 вам будет больше всего не хватать в следующем году?
Фернандо Алонсо: Пресс-конференций!

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Скажите правду!
Фернандо Алонсо: Работы с машиной Формулы 1. Управлять такой машиной – нечто особенное, и не важно, сражаешься ты за победу, едешь ли пятым или вовсе четырнадцатым. Конечно, когда зарабатываешь подиум или выигрываешь гонку, радости чуть больше, но даже если ты просто выезжаешь на трассу в квалификации или тренировке, эмоции просто невероятные.

Уровень технологий, используемых в Формуле 1, практически невозможно повторить в какой-либо иной гоночной серии, но у выступления здесь есть и свои минусы – особенно если ты провел в чемпионате восемнадцать лет. Ты посвящаешь всего себя работе, у тебя нет друзей, семьи, жены, детей, личной жизни – ничего. Если хочешь здесь добиться успеха, нужно отдавать гонкам все силы, но теперь у меня несколько иные приоритеты.

Вопрос: (Карлос Мигель Гомес) Фернандо, какова ваша цель на этот уик-энд? Пробиться в финал квалификации, добраться до финиша в гонке и устроить славную вечеринку?
Фернандо Алонсо: Уже утром в понедельник я должен быть в Бахрейне, потому вечеринка не будет долгой. Для меня главное – получить удовольствие от гонки. Знаю, мы недостаточно конкурентоспособны для борьбы за высокие позиции, но, по крайней мере, мы сражаемся с Force India за шестое место в Кубке Конструкторов, и было бы здорово закончить сезон впереди них. Финал квалификации? Это тоже несколько оптимистично, но я сделаю всё возможное, чтобы вне зависимости от результата остаться довольным своим быстрым кругом.

Вопрос: (Беатрис Цамунер) Ландо, каким будет ваш подход в следующем году, если учесть, что нынешний сезон выдался для McLaren очень непростым?
Ландо Норрис: Сложно сказать. Мне предстоит дебютный сезон в Формуле 1, я рассчитываю на долгую карьеру в чемпионате, и нам с командой предстоит проделать большую работу. В McLaren активно готовятся к следующему сезону и предприняли немало изменений, чтобы добиться прогресса по сравнению с нынешними результатами.

Я понимаю, что будет нелегко. С самого начала гоночной карьеры мои усилия всегда приводили к хорошим результатам, и, пожалуй, я впервые начну год с мыслью, что вряд ли получится выигрывать гонки, но у меня есть надежда на прогресс в долгосрочной перспективе. Больше всего мне и команде хочется именно стабильного прогресса, чтобы к середине сезона, к концу 2019-го года или спустя пару лет наши усилия, наконец, оправдались, и мы смогли бы зарабатывать больше очков, боролись бы за подиумы и победы. Такова наша общая цель, и я приложу все силы, чтобы её достичь.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Джордж, вы тесно сотрудничали с Льюисом, а вы, Ландо, с Фернандо. Что было самым важным из того, чему вы научились у чемпионов мира?
Джордж Расселл: Мне больше всего помогло наблюдение за тем, как Льюис взаимодействует с командой. Все могут видеть, как гонщик работает на трассе, но даже если Льюис даст мне совет, который работает для него самого, не факт, что этот совет сработает для меня. Гораздо больше я усвоил из того, как Льюис ведет себя на брифингах и как обсуждает с инженерами разные вопросы.

Вопрос: Ландо?
Ландо Норрис: Я многому научился у Фернандо, сложно назвать что-то одно. Пожалуй, главный урок – наслаждайся гонками. Пусть Фернандо приходится прилагать колоссальные усилия, он по-прежнему получает удовольствие от Формулы 1, и это очень важно. Да, никто из нас не выступал бы в чемпионате, если бы не наслаждался своей работой, но у Алонсо способность находить позитивные моменты находится на каком-то невероятном уровне. На фоне очевидных вещей, на которые я обращал внимание – например, трудолюбие Фернандо и то, как он разговаривает с инженерами, стараясь добиться прогресса – его способность наслаждаться гонками поразила меня больше всего.

Вторая пресс-конференция

Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в четверг

Участники: Эстебан Окон (Racing Point Force India), Себастьян Феттель (Ferrari), Кими Райкконен (Ferrari), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)

Вопрос: Эстебан, Макс, прошло две недели с вашего столкновения по ходу гонки в Бразилии и последовавшей за ним потасовки в паддоке. Сейчас всё в порядке?
Макс Ферстаппен: Вам, журналистам, нравятся острые моменты, не так ли? Всё в порядке, разве что результат той гонки, к сожалению, уже не изменить. Досадно сталкиваться с тем, кто отстает на круг, но иногда такое случается.

Вопрос: Повторись та ситуация, вы бы поступили иначе?
Макс Ферстаппен: Нет, поскольку к тому моменту я обогнал Льюиса в борьбе за лидерство и старался беречь резину, ведь её эффективность в нынешнем сезоне не раз оказывалась решающим фактором. Да, Эстебан выехал из боксов на свежих шинах Super Soft, но в большинстве гонок Force India в среднем уступала нам секунде на круге. После пит-стопа на первых двух кругах могло сложиться впечатление, что темп вполне конкурентоспособный, но лидеры, как правило, большую часть времени не атакуют в полную силу – зачем им это? Возможно, тебе захочется выйти вперед и попытаться уехать, но спустя пару кругов шины потеряют эффективность, и придется снова пропускать нас. При обгоне резина тоже страдает, вместо этого разумнее просто оставаться позади лидера, но Эстебан решил иначе.

Вопрос: Эстебан, ваше мнение?
Эстебан Окон: Конечно, неприятно сталкиваться с лидером гонки, мне совестно перед Максом. Он сработал здорово и должен был выиграть Гран При Бразилии. Мой пит-стоп получился слишком медленным, по возвращении на трассу я оказался между Максом и Льюисом, спустя пару поворотов увидел синие флаги, но довольно быстро уехал от Mercedes. Вскоре я уперся в машину Макса, команда сказала, что я могу вернуться с ним в один круг – Макс явно берег шины, и я решился на атаку, поскольку нам было очень важно подобраться как можно ближе к призовой десятке, чтобы в случае инцидента или штрафа у соперников заработать очки. Неприятности иногда случаются, произошедшее уже не изменить, нужно двигаться дальше.

Вопрос: Макс, для Red Bull Racing предстоящая гонка – последняя с моторами Renault. Насколько вы воодушевлены переходом на силовые установки Honda?
Макс Ферстаппен: Очень воодушевлен, как и вся наша команда. Все в Red Bull Racing с оптимизмом ждут следующего сезона, ведь мы понимаем: на по силам построить по-настоящему быструю машину. Конечно, нужно будет собрать всё воедино, но я уже чувствую, что настрой несколько иной, чем в предыдущие годы. Мы всегда выкладывались на пределе, просто сейчас мотивации еще больше, и это наверняка поможет нам выступить успешнее.

Вопрос: Эстебан, теперь совершенно ясно, что в следующем сезоне вам не найдется места в пелотоне. Чем вы планируете заняться?
Эстебан Окон: Посмотрим. Я по-прежнему буду появляться в паддоке и постараюсь проехать за рулем машины Формулы 1 как можно больше километров. В Mercedes высоко оценивают шансы на мое возвращение в 2020-м – надеюсь, так и получится. Хочется верить, я вернусь еще более конкурентоспособным, чем сейчас.

Вопрос: В Mercedes предоставили вам некие гарантии на 2020-й год?
Эстебан Окон: Гарантий нет и быть не может, но мы видим определенные возможности – надеюсь, всё получится.

Вопрос: Перейдем к гонщикам Ferrari. У вас обоих с трассой в Абу-Даби связаны приятные воспоминания. Себастьян, насколько важно для вас и команды закончить сезон уверенным выступлением?
Себастьян Феттель: Все участники стараются провести последнюю гонку максимально здорово. Сезон для нас состоял из взлетов и падений, было бы замечательно завершить его удачным выступлением.

Вопрос: Что нужно сделать Ferrari, чтобы в 2019-м году претендовать на победу в чемпионате?
Себастьян Феттель: Нужно построить более быструю машину. По ходу этого сезона наша машина была очень конкурентоспособна в отдельных гонках, но были и такие этапы, где мы оказывались недостаточно быстры. В конечном итоге, всё решает именно скорость, а нам её чаще не хватало. Команда прилагает максимум усилий, мы предельно мотивированы сделать решающий шаг, который приведет нас к успеху.

Вопрос: Кими, после восьми лет сотрудничества с Ferrari вам предстоит провести за команду последнюю гонку. Что значит для вас этот коллектив, и чего вам будет особенно не хватать после расставания с ним?
Кими Райкконен: Не знаю. Я однажды уже уходил из Ferrari, так что ситуация для меня не новая. Причин для сожаления нет, мы с командой сохраним дружеские отношения и будем часто встречаться в паддоке. Для обеих сторон начинается новый интересный период, у нас были удачные времена, были и сложности, но такова Формула 1: иногда должно быть по-настоящему нелегко. С Ferrari я стал чемпионом мира, мы вместе дважды выиграли Кубок Конструкторов – я рад быть причастным к такому успеху, немногим подобное удавалось. Теперь наши пути расходятся, но мы с Ferrari будем не так уж далеки друг от друга.

Вопрос: В личном зачете чемпионата вы опережаете Валттери Боттаса на четырнадцать очков. Насколько важно для вас оказаться третьим по итогам сезона?
Кими Райкконен: Этот результат никак не повлияет на мою жизнь. Если я закончу сезон на третьем месте, придется ехать туда, где мне вручат соответствующую награду – в этом есть определенный минус, но посмотрим, как всё сложится.

Вопросы с мест

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Эстебан, Макс, мы знаем, что вы были соперниками еще до дебюта в Формуле 1. Что вы думаете друг о друге как о гонщике и о человеке? Как вам перспектива вместе еще долгое время выступать в Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Выступать вместе с другими молодыми гонщиками? Я боролся с ними еще в картинге.

Эстебан Окон: И в Формуле 3.

Макс Ферстаппен: Да, и в Формуле 3.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Мой вопрос был о том, как что вы думаете друг о друге как о гонщике и человеке.
Себастьян Феттель: Как о гонщике и подростке.

Макс Ферстаппен: Не знаю, у меня нейтральное отношение.

Эстебан Окон: Если Макс не может ответить, я смогу. Мы давно вместе выступаем в гонках и не раз вплотную сражались на трассе. Иногда доходило до контакта, но так бывает, когда ведешь борьбу за титул – главное, чтобы сражение по-прежнему было честным и не выходило за пределы трассы. Мы с Максом не первый год знаем друг друга, отношения в целом неплохие – не вижу причин, по которым они могли бы ухудшиться.

Макс Ферстаппен: Я одинаково сражаюсь и с Эстебаном, и с Кими, и с Себастьяном. Тот факт, что Эстебан намного моложе гонщиков Ferrari, для меня ничего не меняет.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Макс, Уил Бакстон только что написал в Twitter: «Знаете, что я вам скажу: Макс тот инцидент не забыл и уверен, что Эстебан Окон действовал намеренно». У вас было интервью с Бакстоном, во время которого вы предположили, что Эстебан намеренно в вас врезался?
Макс Ферстаппен: Нет.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Сообщение в Twitter появилось всего 15 минут назад…
Макс Ферстаппен: Мне всё равно, что пишут в Twitter.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Макс, вы сказали, что журналистам нравятся острые моменты, но в Бразилии обстановка накалилась уже после гонки, когда вы трижды толкнули Эстебана. Если бы мы все вернулись на две недели в прошлое, вы снова бы так среагировали? Вы сожалеете о тех своих действиях?
Макс Ферстаппен: Нет, я не сожалею. Я ждал извинений, а получил совсем другой ответ. В тот день я потерял победу, моя эмоциональность вполне объяснима. Но на самом деле, я был очень спокоен. Всё могло кончиться гораздо хуже.

Зачем я его толкнул? Такое можно увидеть в любом спорте. В футболе спортсмены тоже порой толкают друг друга. Я вёл себя очень спокойно. Чего вы ждали? Чтобы я пожал ему руку и поблагодарил за то, что финишировал вторым, а не первым? Да, меня обязали отработать два дня на мероприятиях FIA. Посмотрим, что мне придётся там делать.

Вы же не слышали, что он сказал мне. Вы просто видели, что я его толкнул. Если бы вы слышали наш разговор, то и оценивали бы всё несколько иначе.

Вопрос: Себастьян, Кими, что вы думаете об инциденте между Максом и Эстебаном в Бразилии?
Себастьян Феттель: У меня есть мнение, но я не уверен, что мне следует его озвучивать.

Кими Райкконен: Я видел запись потасовки, между парнями такое случается. Возможно, многим та ситуация показалась неприятной, но ничего страшного не произошло.

Вопрос: (Кристиан Менат) Макс, вы сказали, что если бы та ситуация на трассе повторилась, вы бы поступили точно так же, поскольку не с вашей стороны ошибки не было. Но если бы вы сражались за титул, то действовали бы более осторожно? Себастьян, как бы вы поступили?
Макс Ферстаппен: Не думаю, что сам факт, сражаешься ли ты за титул, что-то меняет. Со стороны легко говорить, что мне следовало поступить иначе, но я и не ожидал, что столкнусь с тем, кто отстает на круг. Когда сражаешься за первое место, и дело заканчивается аварией – это одно, но получить удар так, как получил его я…

Я в самом деле не понимаю, что мне нужно было сделать по-другому. Многие люди никогда не были гонщиками и не оказывались в ситуации, когда претендуешь на победу, а она внезапно ускользает. Это очень неприятно, и в такой ситуации эмоции могут взять верх, что вполне естественно.

Себастьян Феттель: Все мы люди, а людям свойственны эмоции. Когда происходит что-то хорошее, мы радуемся, когда нет – огорчаемся. На трассе гонщики сражаются за результат, который для них исключительно важен. Не знаю, что при этом чувствуете вы: для зрителей это шоу, для журналистов – работа, но для нас это не только работа – жизнь. Мы начинаем гоняться в совсем юном возрасте, каждый из нас мечтал оказаться в Формуле 1 и бороться здесь за победы, так что ставки очень высоки.

Это не кусочек торта, который получаешь, если хорошо постарался, а если постарался недостаточно, то не получаешь. От результата многое зависит, и это объясняет эмоции, которые, к слову, всегда были и будут частью спорта. Случаются ситуации, о которых потом долго говорят, со мной такое тоже бывало, эмоции могут быть как позитивными, так и негативными.

Вопрос: (Дэвид Крофт) Макс, Эстебан, всем присутствующим здесь хотелось бы ссылаться на факты. Макс, что именно сказал вам Эстебан после гонки в Бразилии во время процедуры взвешивания?
Макс Ферстаппен: Что именно он сказал? Не то, что я ожидал услышать. Не имеет значения, что именно, но это не были извинения. Сразу после гонки тебя всё еще переполняет адреналин, и когда получаешь совсем не тот ответ, которого ждешь, вспыхивают эмоции. Как сказал Себастьян, эмоции в спорте будут всегда, пока место в кокпите не займут роботы, но вряд ли кому-то этого хочется.

Вопрос: (Дэвид Крофт) Нам точно не хочется. Эстебан, считаете ли вы, что в потасовке была и ваша вина?
Эстебан Окон: Думаю, нам всем нужно двигаться дальше. Прошлого не изменить. Я уверен, что Максу хотелось бы обсудить ту потасовку после гонки, даже если он сам говорит обратное, но для меня инцидент исчерпан.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Макс, в предыдущих четырех гонках вы заработали практически столько же очков, сколько заработал Льюис Хэмилтон, притом если бы в Бразилии победа досталась вам, вы были бы впереди в этом заочном сражении. Добавляет ли это уверенности, что в следующем году вы сможете бороться за титул?
Макс Ферстаппен: Примерно так же я провел и концовку предыдущего сезона, но всё это не имеет значения: главное, чтобы мы с этапа в Мельбурне были ближе к лидерам и чуть раньше сумели навязать им борьбу. По ходу сезона мы здорово дорабатываем машину, что очень помогает в заключительных гонках, но хотелось бы чуть раньше начинать претендовать на высокие позиции.

Вопрос: (Марко Привитера) Кими, после длительного сотрудничества с Ferrari какой будет ваша цель на следующий сезон и далее?
Кими Райкконен: Я об этом не думал. Когда мы опробуем новую машину, станет примерно понятно, на какие позиции можно рассчитывать, а там посмотрим. Для меня это новый, но всё же приятный вызов. Есть разные мнения, как всё может сложиться, но мы с Sauber сами всё выясним в следующем сезоне и со своей стороны приложим максимум усилий. У нас есть шанс сработать здорово, а к каким результатам это приведет – кто знает? Посмотрим, как пойдут дела в начале сезона, а о том, что будет дальше, я в принципе не задумывался.

Вопрос: (Александр Тобаковски) Себастьян, мы склонны считать, что за годы совместной работы в Ferrari у вас с Кими сложились очень дружественные отношения. Ждете ли вы большего прессинга от Шарля Леклера в следующем сезоне? Если да, этот прессинг будет столь же сильным, как если бы в Ferrari перешел Макс Ферстаппен?
Себастьян Феттель: По-моему, это просто разные ситуации. Я всегда старался опередить Кими, а он, в свою очередь, старался опередить меня. Не важно, кто твой напарник: ты всегда стремишься быть лучшим, а для этого сперва нужно одолеть того, кто выступает на идентичной машине. В этом плане для меня ничего не меняется.

Безусловно, Леклер не похож на Райкконена, но он славный малый – посмотрим, как всё сложится. В случае с Кими на протяжении всех этих лет мне очень нравилось наше взаимное уважение: у нас не было даже мелких ссор, что облегчало работу и нам двоим, и всей команде. Опять же, я не жду иного поведения от Шарля. Команда знает Леклера с тех пор, как он был принят в гоночную академию Ferrari – я рад, что он станет членом коллектива, а далее посмотрим, что из всего этого получится.

Вопрос: Себастьян, чего вам будет не хватать с уходом Кими?
Себастьян Феттель: Тишины!

Кими Райкконен: И того, что встречи с моим участием всегда проходят быстро.

Себастьян Феттель: Точно!

Вопрос: (Абхишек Такле) Кими, вы сказали, что в Sauber вам предстоит новый вызов. Что вам больше всего может понравиться в выступлении за швейцарскую команду?
Кими Райкконен: Собственно, я этого пока не знаю. Коллектив в Sauber намного меньше, чем в Ferrari, но я с нетерпением жду возможности с ним поработать. Да, взаимодействие будет отличаться, но цель останется прежней – добиваться хороших результатов в гонках. Думаю, в Sauber мне предстоит больше заниматься гонками, а не всякими сторонними делами – надеюсь, это принесет пользу и мне, и команде. Конечно, я могу ошибаться в своих предположениях, но скоро сам всё выясню. У меня хорошее предчувствие. Кроме того, база команды расположена близко к моему дому, что тоже плюс!

Себастьян Феттель: Кажется, ты говорил мне, что хочешь поработать на симуляторе.

Кими Райкконен: Да, но симулятор есть у меня дома – я даже сказал команде, чтобы не покупали свой собственный!

Макс Ферстаппен: То есть, перед первой пятничной тренировкой ты будешь лично подбирать настройки?

Кими Райкконен: Да, ведь это не так уж и сложно. Найди неплохое сочетание один раз, и далее будет проще.

Вопрос: (Ариан Шутен) Макс, вы сказали, что пока не знаете, какие общественные работы вам предстоит выполнить за потасовку в Бразилии. Что, по-вашему, вас ждет? Вы считаете это реальным наказанием или скорее предупреждением на будущее?
Макс Ферстаппен: Я правда не знаю, какую работу мне предстоит выполнить – мы с командой и FIA это еще обсудим. Но если я согласился поработать на FIA, совершенно не важно, что именно нужно будет делать, не так ли? Лично я считаю такое наказание немного жестким, но, думаю, мы найдем приемлемое решение.

Источник