Разделы сайта

Свежие новости

Гран При Австрии: Стартовое поле

В Шпильберге обошлось без штрафов. Стартовое поле Гран При Австрии соответствует результатам квалификации...

Тото Вольф: Я больше не могу слушать отговорки Бинотто насчёт скорости Ferrari

Руководитель Mercedes Тото Вольф на пресс-конференции в субботу в резкой манере отказался комментировать результаты Ferrari в квалификации Гран При Австрии. Вольф заявил, что больше не желает слышать, как Маттиа Бинотто говорит о плохой аэродинамике машины Ferrari, когда данные говорят об обратном.

Полезные статьи

Голландия'58: Тони Вандервелл

Голландия'58: Тони Вандервелл

В конце 1957 года завершил активную карьеру Хуан-Мануэль Фанхио. Он принял участие в семи чемпионатах мира, пять из них выиграл и в двух занял второе место. Одержав победы почти в половине проведенных Гран При и стартовав с первого ряда в 48 попытках из 51, аргентинский Маэстро безоговорочно вписал свое имя в Зал славы Формулы 1. Впоследствии, когда календарь разросся почти втрое, другие пилоты перекрыли большинство рекордов, установленных Фанхио. Но одно его достижение держится до сих пор – свои титулы Хуан Мануэль завоевал в составе четырех разных команд. Повторить такое пока не удалось ни одному другому гонщику.

С уходом Фанхио не только освободился трон – случилось так, что за очень короткий срок изменился весь облик Больших Призов. Красных машин становилось все меньше – лишь Энцо Феррари продолжал сражаться за честь Италии. Преобладающим цветом стал зеленый – британский автоспорт окончательно оправился от последствий войны и все крепче стоял на ногах. Быстрые гонщики и талантливые конструкторы с Туманного Альбиона меняли лицо Формулы 1.

На Гран При Голландии, третьем этапе сезона 1958 года, первые пять мест на решетке занимали именно зелёные машины. Впереди красовалась тройка пилотов команды Vanwall, относительно недавно пришедшей в Формулу 1, но уже одержавшей несколько побед. Ее лидером стал Стирлинг Мосс - после ухода Фанхио именно его все считали главным претендентом на титул.

В квалификации Мосс, правда, уступил молодому земляку Стюарту Льюису-Эвансу, но уже в первых поворотах смог отыграться – и помчался вперед. Тем временем напомнили о себе гонщики другой британской команды – BRM. Американец Харри Шелл обогнал Льюиса-Эванса и вышел на второе место, его напарник Жар Бера после череды обгонов поднялся на четвёртое.

Мосса, впрочем, никому из них догнать не удалось, но очередная победа Vanwall оказалась немного испорчена сходами других пилотов команды – Тони Брукс уже на первых кругах попал в аварию и позже прекратил борьбу из-за поломки, а Льюиса-Эванса вскоре после середины дистанции лишил призового шампанского отказ мотора. Так что на подиум смогли подняться Шелл и Бера.

Гай Энтони Вандервелл с лидером Vanwall Стирлингом Моссом
В 1958 году в Формуле 1 был разыгран первый в истории Кубок конструкторов. Он достался британской команде Vanwall, которой с первого и до последнего дня руководил Тони Вандервелл. Сын крупного промышленника, он продемонстрировал, что автомобильные гонки нужно рассматривать как бизнес – и тогда можно добиться успеха.

В середине 20-х Гай Энтони Вандервелл сам участвовал в соревнованиях на машинах и мотоциклах, а потом сделал состояние на производстве различных механических компонентов для двигателей – прежде всего, подшипников. Но страсть к скорости он не утратил, и после войны стал одним из участников проекта British Racing Motors (BRM), где были собраны лучшие силы и средства Туманного Альбиона.

Компания получилась весьма пёстрой, устремления и амбиции совпадали не всегда - и потому дело шло со скрипом. Итальянские и даже французские модели боролись за победы в Гран При, а британцы никак не могли построить хотя бы одну машину. В 1949-м это окончательно надоело Тони - и он ушел, основав свой собственный проект.

Понимая, что у него пока нет сил и навыков для производства техники, Вандервелл купил машину у Энцо Феррари. Причем ее строили в Маранелло по особому заказу, а затем британские инженеры внесли в конструкцию несколько изменений. В протоколах гонок машина именовалась под собственным именем Ferrari Thin Wall Special – в честь популярной марки подшипников Вандервелла.

И пока в BRM дело никак не хотело сдвигаться с мёртвой точки, гоночный бизнес Тони набирал обороты. Первую Ferrari сменила вторая, за ней последовали третья и четвёртая. Победы во внезачетных гонках и финиши в первой шестёрке на Гран При Формулы 1 подтолкнули британца к мысли, что пришла пола делать новый шаг – создавать собственное шасси.

Его разработка была поручена специализированной компании Cooper – в скором времени она станет законодателем мод в Ф1. Мотор поначалу использовали от мотоциклов Norton - благо, производящая их фирма принадлежала отцу Тони. Машину назвали Vanwall – взяв начало от фамилии босса, а окончание - от Thin Wall.

История повторилась – с 1954 года команда понемногу прогрессировала, набираясь опыта. Совершенствовалась техника, на небольшой базе в лондонском пригороде появлялись все более сильные гонщики. Один из сотрудников посоветовал Вандервеллу обратиться за помощью к молодому конструктору Колину Чепмену, а тот, в свою очередь, порекомендовал начинающего специалиста по аэродинамике Фрэнка Костина. Готовить двигатели стал бывший сотрудник Jaguar Генри Уэслейк. Вскоре эти специалисты станут в Ф1 законодателями мод.

Стюарт Льюис-Эванс за рулем Vanwall на пути к четвертому месту в Гран При Великобритании 1958 года

Все слагаемые победы собирались воедино с приходом Стирлинга Мосса. На Гран При Монако 1957 года команда завоевала свой первый подиум – вторым финишировал Тони Брукс. Чуть позже, на домашней гонке в Эйнтри, британцев ждал подлинный триумф – Моссу и Бруксу удалось прервать многолетнюю гегемонию итальянских машин на трассах Гран При. В конце того же сезона Стирлинг победил в Монце и Пескаре.

В следующем сезоне, когда Формулу 1 покинул завершивший карьеру Фанхио, именно Мосса все называли главным фаворитом. Обновленный Vanwall (команда традиционно не использовала индексы для обозначения своих машин, дорабатывая одни и те же шасси) под стать своему пилоту был готов к сражению за титул.

Он выиграл три гонки, еще столько же побед одержал Брукс. Тони Вандервеллу достался первый в истории Кубок Конструкторов, но Мосс подтвердил свое реноме "вечно второго", всего одно очко проиграв более стабильному Майку Хоторну из Ferrari. Увы, очень успешный сезон оказался испорчен в последней гонке – на длинных прямых марроканского Айн-Диаба не выдержал мотор на машине молодого Стюарта Льюиса-Эванса. Гонщик получил сильные ожоги от раскалённого масла – и вскоре скончался в госпитале.

Эта трагедия очень повлияла на Вандервелла. К тому моменту врачи уже не раз предупреждали бизнесмена, что надо уделять больше времени своему здоровью, но тот лишь отмахивался – слишком много было дел. И еще одного удара организм просто не вынес. Тони закрыл команду и отошел от дел. Спустя восемь с небольшим лет обладатель первого в истории Кубка Конструкторов тихо ушел из жизни.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский

Источник