Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Голландия '52: Зандфорт
Собственный Гран При в Голландии проводили с 1948 года, а в 1952-м гонку на трассе Зандфорт, расположенной в дюнах на побережье Северного моря, включили в календарь чемпионата мира. В том сезоне обладатель титула среди пилотов определялся на машинах Формулы 2, безоговорочным фаворитом был лидер Ferrari Альберто Аскари. Итальянец, неизменно выступавший в голубом свитере и такого же цвета шлеме, выигрывал гонку за гонкой.
В Зандфорт, принимавший предпоследний Гран При сезона, миланец прибыл в прекрасном расположении духа – двумя неделями раньше, на немецком Нюрбургринге, он гарантировал себе титул. В Зандфорте Аскари завоевал поул, но на старте гонки под моросящим дождем у него внезапно нашелся соперник.
Молодой британец Майк Хоторн, проводивший всего четвёртую гонку в чемпионате мира и выступавший за частную команду своего отца на машине Cooper с мотором Bristol, переделанном в гаражной мастерской из довоенного BMW, обошел всю команду Ferrari и возглавил гонку!
Разумеется, силы были неравными, уже к середине первого круга Аскари оставил дерзкого выскочку позади, а чуть позже это же сделали его напарники Джузеппе Фарина и Луиджи Виллорези. Спустя 90 кругов три гонщика Скудерии поднялись на подиум – но Хоторн, хоть и отстал от них на два круга, финишировал четвертым.
На домашнем этапе число участников чемпионата мира впервые пополнили два голландца. Правда, блеснуть не удалось никому из них: бывший боевой лётчик Ян Флинтерман быстро сошел из-за отказа дифференциала своей Maserati, а во второй половине дистанции подменил за рулем напарника, Чико Ланди, и финишировал девятым и последним. Дрис ван дер Лоф смог самостоятельно добраться до финиша, но ехал так медленно, что проиграл Альберто Аскари 20 кругов и не попал в итоговый протокол.
История гонок в Зандфорте обросла множеством легенд. Одни имеют под собой реальную основу, другие – нет, но небольшой городок с населением чуть больше десяти тысяч человек, затерявшийся в песчаных дюнах на берегу Северного моря, считается гоночной столицей Голландии, а в его истории есть как яркие, так и печальные страницы.
Проводить гонки в этих местах начали еще в конце 30-х, самая известная из них прошла 3 июля 1939-го. Уже через пару месяцев Европе стало не до автоспорта, а вскоре в Зандфорте появились солдаты в мышиной униформе и бронемашины с большими черными крестами на боках. Как гласит красивая история, в мрачном 1942-м мэр городка Ван Альфен, опасаясь возможной депортации жителей на работы в Германию, сам обратился к оккупационным властям с необычным предложением.
Он предложил проложить в окрестностях городка сеть дорог – с одной стороны, они должны были улучшить транспортную инфраструктуру побережья, а с другой – там можно было бы проводить любимые немцами военные парады. Идея получила одобрение, и работа закипела. В итоге парад действительно состоялся, правда в мае 45-го маршировали в Зандфорте американские, британские и канадские солдаты.
Прошло не так много времени, жизнь вернулась в мирное русло – и вскоре вновь обрела актуальность идея проведения гонок. Тут-то и вспомнили про дороги в дюнах, транспортное значение которых было не слишком велико. Глава Голландского королевского автоклуба Джон Хугенгольц пригласил известного пилота, победителя «24 часов Ле-Мана» Сэмми Дэвиса – и тот разработал, с учетом ландшафта и уже построенных участков, конфигурацию гоночного кольца.
До недавнего времени считалось, что автором проекта был сам Хугенгольц – именно он до 1974 года оставался бессменным директором Зандфорта и создал множество других трасс, включая Сузуку, Зольдер и Хараму. Однако свидетельства современников, в том числе и сына самого Джона, говорят, что это не более, чем легенда.
Первые гонки – Гран При Зандфорта – прошли на голландском кольце 7 августа 1948-го, победа досталась тайскому принцу Бире на Maserati. Вскоре гонка стала национальным Гран При, а с 1952-го прочно прописалась в календаре Формулы 1. Пилоты любили приезжать на побережье Северного моря – от мастерства гонщика здесь зависело очень многое. Недаром Гран При Голландии почти всегда получался интересным, по три раза победить смогли Джим Кларк, Джеки Стюарт и Ники Лауда.
Здесь в 1961-м одержал свою первую победу Вольфганг фон Трипс, в 1975-м Джеймс Хант первый и единственный раз выиграл за рулем Hesketh, а спустя еще восемь лет Рене Арну в последний раз за карьеру поднялся на вершину подиума. Уик-энд традиционно завершался большой совместной вечеринкой на берегу моря.
Быстрые «эски» Зандфорта, а также коварный первый поворот, получивший имя Tarzan, не раз становились ареной серьёзных аварий. До начала 70-х, когда за дело взялся Джеки Стюарт, безопасность в Формуле 1 вообще не считалась главной целью, и голландская трасса внесла свой вклад в траурный список. В 1957 году в местных состязаниях погиб в аварии пилот Вим Герлах, именем которого позже был назван один из поворотов.
В 1970-м и 1973-м аварии, в результате которых машину охватывало пламя, унесли жизни двух молодых британцев – Пирса Кариджа и Роджера Уильямсона. В дальнейшем стандарты безопасности были повышены, и этапы Ф1 обходились без трагедий, хотя серьезные происшествия порой случались. Всего же к 1980 году, которым датирована последняя смерть в Зандфорте, здесь погибли в общей сложности семь спортсменов и двое зрителей. Статистика печальная, как и на многих других старых трассах.
К середине 80-х над голландским кольцом нависла новая угроза. Город, который дал автодрому путёвку в жизнь и свое имя, разрастаясь, подобрался очень близко к гоночной арене. Как часто бывает в такой ситуации, нашлись те, для кого рев мощных моторов оказался в тягость…
После Гран При в 1985-м был разработан план переделки трассы. Её протяженность должна была уменьшиться с изначальных 4,2 км почти вдвое, а почти все самые интересные участки планировалось застроить домами. Трассе, принявшей 30 Гран При Голландии, была уготована судьба клубного кольца.
Не было бы счастья, да несчастье помогло – вскоре после начала реализации варварского проекта компания, выполняющая его, разорилась. Городские власти создали новую – туда вошел и сын Джона Хугенгольца. При поддержке правительства страны была проведена серьезная реконструкция. С 1995 по 2001 год удалось перестроить боксы и главную трибуну, сохранив, при этом, большую часть старого кольца и дополнив его новыми отрезками – быстрыми и пилотажными.
Возрождённый Зандфорт стал принимать самые разные соревнования, от мирового Туринга и DTM до традиционной гонки Мастеров Формулы 3, а в 2018-м возникла идея вернуть в Нидерланды Гран При Формулы 1. Ранее о готовности принять национальный Гран При говорили владельцы другой голландской трассы, в Ассене, но в Liberty Media предпочли Зандфорт, учитывая историческую значимость автодрома для чемпионата.
К гонке 2020 года все работы были выполнены в срок, её перенесли из-за эпидении коронавируса, но Гран При в Зандфорте мы непременно увидим.
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность