Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Франция'58: Победа или смерть
В 1958-м в Формуле 1 задул ветер перемен. Хуану-Мануэлю Фанхио, наконец, надоело терроризировать чемпионат своими бесконечными победами и после четырёх титулов подряд он решил повесить шлем на гвоздь. Так как Джузеппе «Нино» Фарина к тому моменту уже завершил выступления, а Альберто Аскари погиб, это значило, что у Формулы 1 появится новый чемпион – и почти наверняка он должен был быть британцем.
Хотя в первые восемь лет существования чемпионата мира в нём доминировали итальянцы и аргентинцы, за это время за их спинами подросло целое поколение очень быстрых и талантливых молодых британских пилотов – Стирлинг Мосс, Майк Хоторн, Питер Коллинз, Тони Брукс, Рой Сальвадори, Стюарт Льюис-Эванс… Едва ли не единственным человеком, который мог помешать кому-то из них стать чемпионом мира, был лидер Ferrari Луиджи Муссо.
В противостоянии команд ситуация сложилась очень похожая. Восемь лет побеждали либо итальянские машины (Alfa Romeo, Ferrari, Maserati, Lancia), либо немецкие (Mercedes). Но в 1958 году всё изменилось – на первые роли вышли британские Vanwall, BRM и Cooper Climax, а также новички из Lotus. И именно в этом сезоне впервые был разыгран Кубок конструкторов!
Вся тяжесть противостояния набиравшему обороты британскому автоспорту легла на Ferrari – заводская команда Maserati покинула чемпионат по окончании предыдущего сезона. Французский этап, проходивший на временной трассе Реймс-Гу, был пятым этапом чемпионата (не считая Инди-500), и к тому моменту пилоты Скудерии не одержали ещё ни одной победы – но при этом лидировали в Кубке конструкторов.
Во многом благодаря системе начисления очков – в зачёт Кубка шли результаты только лучшего из пилотов того или иного производителя шасси, а дополнительные очки за лучший круг не учитывались. При этом разница между первым и вторым местом составляла всего два очка, так что два финиша на втором месте Муссо и один – Хоторна позволил Ferrari опередить Cooper. В личном зачёте, правда, лидировал пилот Vanwall Стирлинг Мосс.
Обстановка в Ferrari, однако, уже к середине сезона была накалена до предела. Энцо Феррари явно благоволил Муссо, итальянец считался лидером команды, тем более, что он был старше и опытнее своих напарников. Однако его отношения с двумя британцами, Хоторном и Коллинзом, оказались очень натянутыми. Те держались вместе и даже договорились делить свои призовые, независимо от результатов. Муссо ни с кем не делился, так что оказался в «другом лагере». Всё могло обернуться и иначе, но у Луиджи были большие долги, и только призовые Гран При давали ему надежду расплатиться с ними.
Несмотря на не вполне равный статус, в гонках Хоторн наступал Муссо на пятки, что заставляло того нервничать. У Коллинза ситуация оказалась обратной – его преследовали неудачи, и по мнению Энцо Феррари, виной тому был сам Питер.
После очередного поражения в квалификации на Гран При Бельгии и схода в гонке терпение Коммендаторе лопнуло и он заявил, что на французском этапе Коллинз будет выступать в Формуле 2, а вместо него за руль машины Формулы 1 сядет Вольфганг Берге фон Трипс. Однако за друга вступился Хоторн, и Феррари сменил гнев на милость, предоставив Питеру четвёртую машину и позволив продолжить выступления. Но надолго ли – зависело только от самого Коллинза. Так, во всяком случае, тогда казалось.
Некоторым сюрпризом стало возвращение Хуана-Мануэля Фанхио – аргентинец в этом сезоне выступил лишь на домашнем Гран При, однако во Франции снова решил сесть за руль. Правда, в его распоряжении оказалась лишь старая Maserati 250F, совершенно неконкурентоспособная к середине 1958 года. Тем не менее, даже на такой машине Маэстро умудрился квалифицироваться восьмым, опередив целый ряд заводских пилотов. Лидеру чемпионата, Стирлингу Моссу на Vanwall, он уступил всего 0,3 секунды. Все остальные пилоты на Maserati проиграли Фанхио более трёх секунд.
Доминировали в квалификации пилоты Ferrari – поул завоевал Хоторн, Муссо уступил ему 0,7 секунды. Третье время показал гонщик BRM Харри Шелл, но он уступил Хоторну почти полторы секунды. Коллинз показал четвёртое время, а фон Трипсу пришлось стартовать последним – из-за технических проблем он не смог проехать ни одного быстрого круга. Лучшим из пилотов Vanwall стал Тони Брукс, он начинал гонку пятым.
Старт выиграл Шелл, но уже по ходу первого круга Хоторн смог вернуть лидерство. А уже через несколько поворотов Шелл откатился на седьмое место. Гонку возглавляло трио пилотов Ferrari, но Хоторн смог немного оторваться, а за вторую позицию ожесточённую борьбу вели Муссо, Коллинз и Брукс. На пятое место поднялся блестяще стартовавший Фанхио, за шестое боролись Бера, Шелл и Мосс.
На пятом круге у Коллинза возникли проблемы с акселератором, и он откатился назад. Муссо тем временем смог оторваться от Брукса и начал догонять Хоторна. Итальянец ехал всё быстрее и быстрее, пытаясь догнать своего напарника и главного конкурента, и всё больше и больше рисковал. Гран При Франции традиционно предлагал самые большие призовые в чемпионате, а деньги Муссо были очень нужны.
Развязка наступила уже на 10-м круге. Луиджи слишком агрессивно атаковал в скоростном и опасном вираже Gueux, выехал за пределы трассы и угодил в кювет. Машина врезалась в землю, несколько раз перевернулась, а Муссо выбросило из кокпита – ремней безопасности в то время ещё не было. Итальянца в критическом состоянии отправили в ближайший госпиталь в Реймсе.
Гонка, тем временем, продолжалась. Угроза позициям Хоторна исчезла, и он легко довёл дело до победы – первой с 1954 года. Вторым финишировал Стирлинг Мосс, третьим – прорвавшийся с последней позиции на старте фон Трипс.
Перед финальным кругом четвёртое место занимал Коллинз, а Хоторн как раз догнал на круг Фанхио, ехавшего пятым. Но Майк сбросил скорость и не стал обгонять великого аргентинца. Благодаря этому Хуан-Мануэль успел до финиша опередить Коллинза, на машине которого возникли технические проблемы, и оказался четвёртым. Шесть очков, заработанные Фанхио здесь и в Аргентине, оказались единственными за всю историю Maserati в Кубке конструкторов.
Это была первая победа Ferrari в том чемпионате. Благодаря ей и лучшему кругу, Хоторн догнал в личном зачёте Стирлинга Мосса. К тому же, он лидировал со старта и до финиша, так что завоевал «Большой шлем». Радости, конечно, Скудерии это не принесло – вечером стало известно, что Луиджи Муссо скончался от полученных травм головы.
Тяжёлую утрату переживала вся команда, но кто мог тогда предположить, что для Ferrari это только начало её чёрной полосы. Смерть Муссо гарантировала Коллинзу место в команде, но меньше чем через месяц он погиб на Гран При Германии. Хоторн выиграл этот чемпионат, но уже в межсезонье попал в дорожную аварию и его тоже не стало. Дольше других из пилотов Ferrari, принявших участие в гонке в Реймсе, продержался Вольфганг фон Трипс. Он погибнет только в 1961 году.
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность