Разделы сайта
Свежие новости
Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.
Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».
Полезные статьи
Ещё один рейтинг лучших гонщиков в истории Формулы 1
В минувший уик-энд Формула 1 отпраздновала 1000-й Гран При в истории чемпионата, хотя далеко не все согласны с тем, что это событие пришлось именно на Гран При Китая. Но историческая статистика – не единственная область, в которой приходится применять какие-то условности.
Ими грешат и любые попытки составить рейтинг лучших гонщиков всех времён и народов, хотя они не раз предпринимались в прошлом, да и в будущем мы ещё не раз увидим подобные рейтинги. Немецкое издание Auto Motor und Sport решило не оставаться в стороне от этого увлекательного дела и предложило свою версию, посвятив её недавнему юбилею.
Как сразу признают составители нового рейтинга, дать на 100% корректный ответ на вопрос, кто же был лучшим среди 775 гонщиков, когда-либо выступавших в Формуле 1 начиная с 1950 года, невозможно. Просто потому, что разные эпохи крайне сложно сравнивать.
Чтобы отрешиться от каких-либо эмоционально окрашенных оценок, было решено ограничиться только сухими цифрами, но при этом во внимание принимались не только абсолютные значения. Как например, сравнивать достижения Михаэля Шумахера, который провёл 307 гонок, с Хуаном-Мануэлем Фанхио, на счету которого только 51 Гран При?
С другой стороны, ни один из гонщиков современности не может сравниться с великим аргентинцем по процентному соотношению гонок и побед. Фанхио выиграл 47% Гран При, в которых принимал участие. В случае, например, с Шумахером подобного уровня достичь было нереально, поскольку за его 19 сезонов в Формуле 1 не раз бывало, что он пилотировал далеко не самые быстрые машины, или чемпионат по тем или иным причинам складывался для него неудачно.
Одним из главных критериев при составлении рейтинга была эффективность, при этом победа оценивалась выше, чем поул, а лучшее время, показанное в квалификации, котировалось выше, чем самый быстрый круг в гонке.
Также авторы не пытались объять необъятное и оценивали не всех 775 гонщиков, а только чемпионов мира, победителей Гран При и квалификаций, авторов лучших кругов и тех, кто хотя бы раз лидировал в гонках. При этом пилоты, принимавшие участие только в Indy 500 с период с 1950-го по 1960 гг., когда эта гонка входила в зачёт чемпионата мира, во внимание не принимались.
В итоге образовался шорт-лист из 169 гонщиков. Кроме того, необходимо было найти обобщённый подход к числу заработанных ими очков, ведь упомянутый уже Фанхио получал за победу 8 очков, Айртон Сенна – 9, Мика Хаккинен – 10, а, например, Валттери Боттас – уже 25. И если в 50-е годы призовые баллы начислялись только первой пятёрке, то в наше время – уже первой десятке. Были и другие сложности, связанные с системой начисления очков, которая со временем не раз менялась.
Но, разумеется, при составлении рейтинга учитывались не только заработанные очки, тем более что 50-е годы были сезоны, когда календарь состоял менее чем из десяти этапов, а сейчас вполне нормально, когда их число превышает 20.
В своей системе оценки гонщиков составители рейтинга за каждый чемпионский титул начисляли 200 условных баллов, за второе место в личном зачёте – 100 баллов, третье место оценивалось в 50 баллов.
При таком раскладе у Михаэля Шумахера с учётом его семи титулов набралось 1750 баллов. Кстати, среди гонщиков, кто никогда не становился чемпионом мира, лидирует Стирлинг Мосс, который оказался на 12-м месте этого зачёта.
Хитрый алгоритм применялся при учёте очков, заработанных гонщиками за годы выступлений в Формуле 1. Для того, чтобы всё было по справедливости, за основу была взята система начисления очков, действующая в наше время. В случае с каждым участником рейтинга полученная сумма делилась на число его стартов в Гран При, а затем умножалась на 100.
После таких подсчётов в лидеры с заметным отрывом вышел Фанхио, у которого 1749,2 балла. У Шумахера оказалось только 1267,1. При этом Луиджи Фаджиоли, стартовавший в 1950-1951 гг. лишь в семи гонках, одержавший одну победу, но поднявшийся на подиум шесть раз, получил 1600 баллов.
Победы учитывались так: их число делилось на число стартов и умножалось на 2500. В лидеры вновь вышел Фанхио, набравший 1176,5 баллов. Впервой тройке оказался Джим Кларк, одержавший 25 побед, а всего 72 раза финишировавший в первой тройке. Льюис Хэмилтон с его 75-ю победами при 232 стартах, набрал 808,2 балла.
С поулами поступили похожим образом, только эти достижения котировались ниже: число поул-позиций делилось на число стартов и умножалось на 500. По этому показателю Фанхио вновь впереди: у него 29 поулов при 51 старте.
Подход к лучшим кругам был аналогичным, но они оценивались ещё ниже: число лучших кругов делилось на число стартов и умножалось на 300. Фанхио лидер и здесь: у него 135,3 баллов.
Километры лидирования учитывались так: число таких км делилось на число стартов и умножалось на 5. Вновь впереди Фанхио.
Также учитывались титулы, завоёванные в других сериях, кроме Формулы 1, ведь в своё время звёзды автоспорта были настоящими универсалами, они смело садились за руль спорткаров, гонялись в кузовных чемпионатах, выступали в сериях национального уровня. На этом мы подробно останавливаться не будет, лишь скажем, что эти достижения тоже сказались на конечном результате.
Когда составители рейтинга произвели подсчёты по всем статьям, получилась такая картина: Фанхио на 57,9 очков опередил Шумахера, Льюис Хэмилтон оказался на третьем месте, хотя стал лидером в таких категориях, как победы и поулы. Но если пятикратный чемпион мира, выступающий за Mercedes, продолжит и дальше выступать на этом же уровне, то к концу следующего сезона он опередит Хуана-Мануэля Фанхио.
Дальше места в первой десятке распределились так: Себастьян Феттель, Альберто Аскари, Ален Прост, Джим Кларк, Айртон Сенна, Джеки Стюарт и Фернандо Алонсо. Подчеркнём, это лишь результат статистических подсчётов по методике, придуманной авторами рейтинга, хотя они понимают, что многие предпочли бы переместить, например, Кларка и Сенну на более высокие позиции – всё-таки эти два имени вызывают у болельщиков особые чувства. Но математика на эмоции не ориентируется.
Фернандо Алонсо оказался на 10-й позиции, и она не изменится, даже если испанец выиграет Indy 500 и второй раз победит в Ле-Мане. Чтобы опередить в этом рейтинге сэра Джеки Стюарта, ему надо вернуться в Формулу 1 и выступать несколько более успешно, чем в период с 2014-го по 2018 гг.
Читайте также
- Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним
- Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»
- Риккардо: Нельзя говорить, что Макс не заслуживал титула
- Валттери Боттас объяснил, почему Рассел не опередит Хэмилтона
- Гранитные памятники: эстетика и долговечность