Разделы сайта

Свежие новости

Дженсон Баттон готовится стать отцом

Дженсон Баттон объявил о том, что его подруга Бритни Уорд ожидает их первого ребёнка, и даже поделился через социальные сети результатами недавнего УЗИ-обследования. В жизни британского гонщика, которому на днях исполнится 39 лет, это тоже первый подобный опыт; ранее он говорил, что не будет спешить обзаводиться потомством, поскольку семейную жизнь сложно сочетать с гонками.

Паскаль Верляйн рассматривает возможность участия в WEC и IndyCar

В 2019 году Паскаль Верляйн не ограничится одним участием в электрической гоночной серии Формула E, где он защищает цвета команды Mahindra. Как сообщает британское издание Autosport, новый девелопмент-драйвер Ferrari может выступить в «24 часах Ле-Мана», где у компании из Маранелло есть заводская команда в кузовном классе GTE Pro.

Полезные статьи

Канада'83: Французы против всех

Канада'83: Французы против всех

Конец 70-х – начало 80-х в Формуле 1 был французской эрой – пилоты из этой страны порой составляли четверть стартового состава, всё больший вес имели французские команды и французские моторы. На протяжении нескольких лет на подиумах гонок Формулы 1 почти неизменно стоял хотя бы один француз. Вот только завоевать титул французским гонщикам никак не получалось.

Они могли выигрывать сколько угодно гонок, и сколь угодно близко подходить к титулу, но в конечном счёте он ускользал. Так было и в Кубке конструкторов – формально у французов был титул 1969 года, когда Кубок достался Matra, но его завоевала британская команда Кена Тиррелла и шотландец Джеки Стюард. Два его французских напарника в сумме за год заработали более чем в два раза меньше очков.

В 1983-м, казалось, деваться титулу просто некуда, и он обязательно окажется в руках французского пилота. Две сильнейшие команды чемпионата, Ferrari и Renault, на три четверти были укомплектованы французами – исключением стал американец Эдди Чивер, которого в Renault пригласили в пару к Алену Просту, но уже в начале чемпионата стало ясно, что это была ошибка.

И момент для такой ошибки был выбран очень неподходящий. Машины Renault, наконец, обрели не только скорость, но и стабильность, и Прост зарабатывал подиумы с завидной регулярностью. Нельзя было сказать, что он доминирует – сражение вели несколько почти равных команд, и в пяти первых гонках сезона победы одержали пять разных гонщиков из пяти разных команд, использовавшие четыре различные марки двигателей.

Ален Прост, 1983 год

Именно Прост стал первым, сумевшим победить во второй раз – он сделал это в Бельгии, на вернувшейся в чемпионат трассе в Спа, и благодаря этому возглавил личный зачёт. Но на следующем этапе в Детройте сенсационную победу одержал Микеле Альборето на Tyrrell! Через неделю команды приехали в Канаду, на автодром, носивший теперь имя Жиля Вильнёва.

Шесть победителей в семи гонках – виданное ли дело. Но ещё удивительнее то, что среди них не было Рене Арну. Француз был этим крайне разочарован – он переходил в Ferrari, чтобы бороться за титул. Машина это вполне позволяла – Патрик Тамбэ (с которым, кстати, у Рене были плохие отношения ещё с младших формул) уже успел на ней победить, а лучшим результатом Арну оставалось третье место.

На счету Тамбэ было уже 23 очка, тогда как у Рене только восемь, и по паддоку поползли слухи, что карьера Арну в Ferrari может оказаться короче, чем ожидалось. Ведь Скудерии очень нужно было освободить место для восходящей итальянской звезды, Альборето… Спасти француза могли только хорошие результаты.

В квалификации Арну с жаром принялся за дело – он уверенно завоевал второй подряд поул. Конкуренты, впрочем, были совсем рядом – Прост уступил Рене 0,101 секунды, Пике на Brabham-BMW 0,158 секунды. На Ferrari Тамбэ в субботу взорвался мотор, но даже пятничного времени хватило ему, чтобы оказаться четвёртым, лишь в четверти секунды от времени напарника.

Нельсон Пике на Гран При Канады 1983 года

Патрезе на второй Brabham уступил поулу 0,8 секунды, Чивер секунду с небольшим. Остальные проигрывали уже более двух секунд, и открывал этот список «остальных» Манфред Винкельхок. Секрет его скорости прост – на ATS стоял турбомотор BMW. В 1983-м году турбодвигатели доминировали уже безраздельно – лучший из стремительно редеющего «клана Cosworth», Кеке Росберг, показал девятое время, каким-то чудом проиграв лидеру менее трёх секунд. Все остальные «атмосферники» делили места в нижней части таблицы, проигрывая 3,5 секунды и более.

Размер заявочного листа вновь оказался больше стартового, так что двум пилотам пришлось завершить Гран При уже в субботу. К большому разочарованию местной публики, среди них оказался и Жак Вильнёв, младший брат погибшего год назад Жиля. Основной серией для Жака был CanAm, но специально для этого Гран При он арендовал RAM March, чтобы попытать счастья на домашней трассе. Однако отставание в 6,5 секунды от поула не оставляло ему никаких шансов.

Утром в воскресенье инженерам Ferrari пришлось поволноваться – во время warm-up на машине Арну отказал двигатель. Его срочно заменили на другой – благо, турбомоторы приучили приучили команды возить с собой большое число силовых установок. В оставшееся до старта время механики Скудерии уложились, к тому же им немного помогли обстоятельства: днём в Монреале случился «блэк-аут» – по всему городу отключилось электричество, и гонка началась на 40 минут позже.

Переживания оказались напрасны – Арну уверенно выиграл старт и возглавил гонку. Прост остался вторым, но блестяще стартовавший Патрезе уже через пару поворотов его опередил! Арну немедленно начал отрываться от итальянца, Прост пытался вернуть себе позицию, но был вынужден смотреть в зеркала – их борьбой не прочь был воспользоваться Пике. Позади этой группы ехали Тамбэ и Чивер.

Заправочная система команды Brabham, 1983 год

Уже через пару кругов стало ясно, что с Renault Проста не всё в порядке – француз начал терять темп. Двигатель не выдавал полной мощности, так что на пятом круге Ален пропустил Пике, на 12-м Тамбэ, а затем и Чивера. Позади него (правда, очень далеко) к этому моменту уже оказался Росберг, Williams которого отлично смотрелась в гоночных условиях. Финн уверенно отыгрывался, поднявшись с десятого на шестое место.

Впрочем, шестым оно стало благодаря сходу Пике – порвался тросик дросселя. На третье место вышел Тамбэ и пробовал навязать борьбу Патрезе, но итальянец смотрелся очень уверенно. Арну к этому моменту оторвался от преследователей на 12 секунд.

Ситуацию могли изменить пит-стопы, которые в 1983 году стали привычным зрелищем. Турбомоторы были очень прожорливы, так что команды начали выпускать на старт машины с неполными баками и дозаправляться на дистанции. В FISA хотели запретить эту практику, но по ходу сезона сделать это не могли – в Brabham заявили, что баки их машин слишком малы, чтобы вместить топливо на всю дистанцию.

Пит-стопы начались в районе 30-го круга, но сюрпризов не преподнесли. В течение нескольких кругов все машины с турбомоторами побывали в боксах, после чего status quo в лидирующей группе восстановился. Единственное изменение – отрыв лидеров от пилотов с моторами Cosworth, которым не нужно останавливаться, сократился.

Рене Арну на Гран При Канады 1983 года

Арну продолжал уверенно лидировать, никто в этот день не мог поколебать его позиций. Патрезе столь же уверенно ехал вторым, но первый финиш в сезоне для него так и не состоялся – в районе 45 круга коробка передач на Brabham начала давать сбои. Темп итальянца упал, он пропустил Чивера и Тамбэ затем Проста, и на 57 круге сошёл. В этот же момент Прост вынужден был ещё раз посетить боксы из-за прокола. Он вернулся пятым, пропустив Росберга.

В оставшиеся 13 кругов смотреть зрителям было решительно не на что. Арну легко довёл гонку до первой в сезоне победы. Спустя 42 секунды свой лучший результат в сезоне заработал Чивер. Ещё через 10 секунд финишировала вторая Ferrari. Росберг финишировал четвёртым, для пилота с мотором Cosworth это был максимум. Прост заработал два очка за пятое место, позволившие ему даже немного увеличить отрыв в чемпионате, а Renault – сохранить, пусть и формально, первую строчку в Кубке конструкторов.

Уже после финиша Росберг стал участником нелепого инцидента. Сошедший на середине дистанции Бруно Джакомелли всю оставшуюся часть гонки просидел у своей машины, и во время «круга почёта» попросил Росберга подвести его до боксов. Кеке согласился, Бруно залез на его Williams, но когда финн нажал на газ, Джакомелли не удержался и упал на асфальт! Маршалы помогли ему встать и отправили в медицинский центр. К счастью, итальянец отделался ушибами.

Рене Арну на подиуме не скрывал радости. Неделю назад в Детройте он упустил победу, которая, казалось, уже была в его руках, но на этот раз не позволил усомниться в своём преимуществе. «Мне действительно это было нужно, – сказал он. – В Ferrari думают только о победе. Гонщик, который не побеждает, становится объектом пристального внимания, а затем попадает под критику итальянской общественности. А в Маранелло этого очень не любят…»

Источник