Разделы сайта

Свежие новости

Пьер Гасли: Дайте Хэмилтону машину Haas, и он финиширует последним

Гонщик AlphaTauri Пьер Гасли уверен, что своими достижениями в Формуле 1 Льюис Хэмилтон обязан не только таланту. «Льюис ничего не добьется за рулем Haas или Williams и будет последним, даже если он действительно лучший гонщик в истории Формулы 1.

Мазепин: «Мне очень понравились спринты в «Формуле-1» — и как фанату гонок, и как пилоту»

Пилот «Хаас» Никита Мазепин поделился мнением о спринтерских гонках в «Формуле-1».

Полезные статьи

Бразилия'91: Зачем Оутли сбрил усы

Бразилия'91: Зачем Оутли сбрил усы

Главный конструктор McLaren Нил Оутли ждал начала сезона 1991 года не без опасений. Он работал в команде с 1987 года и был причастен к разработке знаковых McLaren MP4/4 и MP4/5, но ключевую роль при создании этих машин всё же играли другие люди – Джон Барнард, Гордон Марри и Стив Николс. Однако сначала команду покинул Барнард, затем Николс (Прост забрал его с собой в Ferrari), а Марри переключился на проект суперкара, который позже получит наименование McLaren F1.

Машина 1991 года, McLaren MP4/6, была первой, которую Оутли конструировал самостоятельно. В команде пошли на достаточно радикальные перемены – это было действительно новое шасси, а не доработка прошлогоднего, как в предыдущем сезоне. Отчасти мера вынужденная – в Honda задумали революцию, отказавшись от своего мощного и надёжного V10 в пользу чрезвычайно амбициозного проекта с новым V12!

Не секрет, что мотористам трудно сопротивляться притяжению концепции мотора V12. Потенциально такой двигатель способен обеспечить гораздо большую мощность и при этом куда более ровные характеристики, чем V10 или V8 того же объёма. Однако добиться идеальной работы такого мотора гораздо сложнее. Все мотористы, включая Ferrari, хорошо знакомые с этой концепцией, после постройки подобного двигателя вынуждены были долго лечить его «детские болезни».

Первые же тесты в межсезонье показали, что эти проблемы не обошли стороной и Honda. На стенде двигатель выдавал немного более высокие параметры, чем V10, но после первых кругов пилот McLaren Герхард Бергер жаловался на то, что новый мотор уступает в мощности прошлогоднему! Вдобавок обнаружился целый букет недоработок и проблем, устранение которых, конечно, требовало времени. Однако времени этого не было. В McLaren завершили постройку машины настолько поздно, что до первой гонки в Финиксе успели проехать всего одну тестовую сессию!

Боксы McLaren на Гран При Бразилии 1991 года. Фото McLaren

В то же время Николс в Ferrari пошёл по консервативному пути, просто доработав F1-90. Решение выглядело логичным, ведь в предыдущем сезоне машина демонстрировала очень хорошие результаты. К тому же, надёжность в сезоне 1991 года была важна, как никогда прежде – в Формуле 1, наконец, отменили ограничение на число результативных финишей, так что теперь в зачёт пилоту шли все заработанные за сезон очки.

Учитывая всё это, не было ничего удивительного в том, что в возможностях McLaren MP4/6 на старте сезона сомневались даже его создатели. Понимая, насколько трудно будет не то, что выиграть, а даже просто завершить первую гонку сезона, Оутли поспорил с одним из сотрудников, что на первом Гран При сезона Сенне не удастся победить. Ставкой стали его усы – в случае проигрыша Нил пообещал сбрить их.

Однако Айртон победил в США легко и непринуждённо, не испытав особого прессинга. Мотору Honda V12 всё ещё недоставало мощности, шасси по-прежнему оставалось немного сырым, но машины Ferrari оказались куда медленнее, чем ожидалось. Так что приговор усам Оутли был вынесен – и на следующую гонку, проходившую в Бразилии, Нил приехал уже без них. Естественно, его это ничуть не расстроило. «Это неважно! – заявил Оутли. – Важно то, что машина хорошо едет. Я успокоился».

Британец немного лукавил. Повод для беспокойства был, и это отнюдь не Ferrari. Гонка в Финиксе продемонстрировала, насколько хороши новые машины Williams. Новая FW14 – первая машина команды, разработанная Эдрианом Ньюи. Пока его, правда, никто не знает, все успехи приписываются Патрику Хеду. Но огромный шаг вперёд в развитии шасси трудно не заметить.

Да, моторам Renault пока недоставало мощности – ещё даже в большей степени, чем Honda, а в гонке оба пилота, Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе, сошли из-за отказа капризной полуавтоматической коробки передач. Но было совершенно ясно, что очень скоро в Williams с этими «детскими болезнями» разберутся. И тогда противостоять им будет очень тяжело. Правда, на это потребуется время – после гонки в Финиксе Williams работала с коробкой со своим тест-пилотом Деймоном Хиллом, но решить проблемы не удалось. Патрик Хед признал, что на это потребуется как минимум несколько недель.

Найджел Мэнселл на Гран При Бразилии 1991 года. Фото Williams

Таким образом, задача McLaren была ясна – успеть создать задел, заработать как можно больше очков, пока в Williams доводят до ума своё выдающееся творение. Визуальная лёгкость победы Сенны в США никого не обманывала – после финиша Айртон признался, что управлять машиной оказалось очень непросто из-за проблем с балансом. С этим нужно было разобраться как можно быстрее.

Тот факт, что следующий Гран При был домашним, уверенности Сенне тоже не прибавлял – за семь лет выступлений в своей стране (шесть на трассе Жакарепагуа и один – в Интерлагосе) ему ни разу не удалось здесь победить. На счету Проста было уже шесть побед в Бразилии, причём ему удавалось финишировать первым на обеих трассах.

Гран При, на самом деле, могли и вовсе отменить. Целый месяц перед гонкой в Сан-Паулу шли непрекращающиеся дожди, размыв дороги – автомобильное сообщение было прервано на несколько дней! К гонке дожди ослабли, но специальная комиссия, приехавшая для инспектирования, пришла к выводу, что трасса находится в неудовлетворительном состоянии. Было много больших луж, а земля вокруг асфальта превратилась в настоящее болото. Организаторы срочно мобилизовали несколько десятков человек, чтобы расчистить трассу, но оставался вопрос, что будет, если дождь пойдёт вновь.

Уже в пятницу заезды действительно прервал ливень, но, к счастью, не очень масштабный. В субботу погода наладилась, так что все пилоты значительно улучшили свои результаты. Поул, побив попутно рекорд трассы, завоевал Сенна, но гонщики Williams уступили ему менее полусекунды – причём Патрезе вновь опередил Мэнселла. Герхард Бергер оказался только четвёртым, более чем в секунде позади напарника.

Гонщики Ferrari теперь всего лишь «лучшие из остальных» - Жан Алези показал пятое время, Ален Прост – шестое. Для обоих пилотов Benetton бразильский этап домашний, но машине явно не хватало скорости. Пике только седьмой, он уступил более двух секунд. Его напарник Роберто Морено и вовсе лишь 14-й, почти в трёх секундах.

Рон Деннис и Айртон Сенна на стартовой решётке Гран При Бразилии 1991 года. Фото McLaren

Утренний warm-up в воскресенье прошёл под небольшим дождём, и на Williams Мэнселла снова возникли проблемы с коробкой. Перед стартом начался ливень, заставивший нескольких пилотов перейти на дождевую резину, но вскоре он кончился, а ветер очень быстро высушил трассу, так что все пилоты начинали гонку на сликах. Однако менеджеры всех команд посматривали на затянутые облаками небеса с опасениями.

На старте Сенна уверенно захватил лидерство, а между гонщиками Williams развернулась борьба в первом повороте – верх в ней взял Мэнселл. Следом ехал Алези, сумевший обогнать Бергера. Позади австрийца Пике опередил Проста.

Сенна попытался создать отрыв, но безуспешно – Мэнселл поначалу отстал на пару секунд, но затем прибавил и круг за кругом ехал вплотную за бразильцем. До атаки дело, впрочем, тоже не доходило. В поворотах Williams держалась лучше, но на прямых Сенна отрывался от Найджела. Патрезе их темп явно не выдерживал, к 20-му кругу его отставание достигло 15 секунд.

В остальной части группы лидеров ситуация была достаточно стабильной. Прост попытался переиграть соперников тактически, заехав в боксы уже на 18-м круге. Он вернулся на трассу 11-м, но быстро опередил Морено и Гашо, и благодаря проблемам у де Чезариса и Модены вновь оказался седьмым.

Мэнселл ехал вплотную к Сенне, но обогнать его не мог. На 26-м круге британец отправился в боксы. Смена шин прошла быстро, но Найджелу долго не удавалось включить первую передачу, так что остановка заняла 15 секунд! Он вернулся на трассу четвёртым, пропустив Патрезе и Алези. На следующем круге ему удалось обогнать француза, но Сенна также совершил пит-стоп. В отличие от Williams, в McLaren всё прошло гладко, так что Айртон вернулся на трассу, не потеряв лидерства.

Бертран Гашо на Jordan на Гран При Бразилии 1991 года

На 28-м круге свои пит-стопы совершили Патрезе, Алези и Бергер. Риккардо вернулся на трассу четвёртым, позади Пике, Алези и Бергер проиграли позицию Просту. Очень скоро Патрезе вернулся на третью позицию, опередив Пике, который, похоже, останавливаться и не думал.

Преимущество Сенны над Мэнселлом составляло семь секунд, но британец не собирался сдаваться. Он начал атаковать, проезжая один лучший круг за другим, и быстро сокращал отставание. К 40-му кругу отрыв сократился до трёх секунд, затем стал даже ещё меньше, но потом снова начал расти. Новые шины Найджела быстро износились, его темп упал. К 50-му кругу британец проигрывал уже 15 секунд, после чего вынужден был снова ехать в боксы. Так как Патрезе был далеко позади, он вернулся на трассу вторым, но Сенне уступал 34 секунды.

Казалось бы, борьба окончена, но у Айртона тоже проблемы. На его машине передачи отказывают одна за другой! Он потерял пятую, третью, потом вторую, четвёртую передачи… Темп бразильца упал, он ехал на шестой передаче, даже не притрагиваясь к рычагу, а Мэнселл привозил ему по пять секунд на круге! До финиша времени ещё было более чем достаточно, так что Найджел наверняка обогнал бы бразильца, но на 60-м круге коробка отказала у него самого! Найджела развернуло, ему удалось вернуться на трассу, но через 10 метров машина остановилась окончательно.

Теперь главный соперник Сенны – Патрезе. В какой-то момент его отставание от лидера превышало 40 секунд, однако теперь стремительно таяло. На 65-м круге итальянец проигрывал Айртону 19 секунд, на 69-м – всего четыре! До финиша ещё три круга, шансов удержаться впереди у Сенны нет, но в этот момент проблемы с коробкой возникли и у Риккардо! Его темп упал, он всё ещё быстрее Сенны, но совсем ненамного.

Спустя ещё несколько минут Сенна пересёк линию финиша – и именно в этот момент в Интерлагосе пошёл дождь! Патрезе уступил ему менее трёх секунд, но должен радоваться и этому. Безнадёжно отстававший Герхард Бергер финишировал третьим, всего в пяти секундах позади напарника! Прост, Пике и Алези тоже значительно сократили отрыв – редкий случай для тех времён, вся первая шестёрка уместилась в 24 секунды.

Айртон Сенна на подиуме Гран При Бразилии 1991 года. Фото McLaren

Круг возвращения в боксы Айртон не завершил, остановив машину на прямой. Один из маршалов принёс ему бразильский флаг, но у Сенны нет сил даже взять его – его тело сводит судорогами. На помощь бразильцу приходит врач Формулы 1 Сид Уоткинс – ему даже пришлось вколоть обезболивающее, после чего врачи и маршалы помогли бразильцу встать на ноги. К подиуму Айртона привезла машина организаторов.

Сенна с трудом поднялся на подиум и едва не упал под тяжестью врученного ему трофея. Тем не менее, он держался – стоявшие на соседних ступеньках Патрезе и Бергер готовы были вмешаться, но их помощь не понадобилась. Он даже помахал бразильским флагом в честь своей первой победы на родине. Сенна одержал вторую победу подряд – при втором подряд сходе Мэнселла, его самого опасного противника. Этот запас очень поможет бразильцу в конце сезона, но речи о доминировании McLaren больше нет.

Впрочем, в Ferrari проблемы куда серьёзнее – Прост формально второй в чемпионате, но иллюзий никто не испытывает. Машина неконкурентоспособна, и заставить её ехать быстро не удаётся ни Просту, ни Алези. Тот факт, что она при этом надёжна, ничуть не утешает – бороться с лидерами на ней решительно невозможно.

Источник